Столичные власти объясняют решение проиндексировать тарифы во второй раз в течение года инфляцией, отмечая, впрочем, что удорожание поездок на общественном транспорте с 2011 года отстает от инфляции на 40%, а также беспрецедентным расширением транспортной сети, развитие и поддержание которой сопряжено с расходами. С 15 октября в городе также подорожала эвакуация припаркованных с нарушением правил транспортных средств, причем для некоторых категорий машин — на 25%.
Новые тарифы за проезд на общественном транспорте (наземном, метро, МЦД и МЦК), согласно постановлению правительства Москвы No 1874-ПП, начали действовать 15 октября. Разовая поездка на всех видах транспорта по карте «Тройка» по билету «Кошелек» (один из самых популярных видов поездок) теперь стоит 54 ₽ вместо 50 ₽ При проезде по технологии FacePay (проход по биометрии, доступна в метрополитене и на МЦК) — 50 ₽ вместо 46 ₽ Подорожали и абонементы на несколько поездок: к примеру, 90-минутный билет для проезда в любом виде транспорта теперь стоит 81 ₽ вместо 75 ₽, проездной без лимита поездок в центральной зоне на 30 дней — 2,73 тыс. руб. (вместо 2,54 тыс. руб.), на 60 дней — 3,15 тыс. руб. (вместо 2,73 тыс. руб.), на 90 дней — 6,6 тыс. (вместо 6,15 тыс. руб.). Введены новые виды проездных, к примеру, «Метро + МЦД» для студентов.
Как пояснили в департаменте транспорта Москвы, цены скорректированы в условиях инфляции, роста цен на топливо и электроэнергию. В ведомстве обратили внимание на то, что стоимость годовых билетов «Единый» в центральной зоне (19,5 тыс. руб.) и пригороде (24,4 тыс. руб.), а также билета «Автобус—трамвай» (14 тыс. руб.) не поменялась. Неизменными также остались тарифы на речном транспорте (150 ₽). «С 2011 по 2023 год рост стоимости проезда на разных видах транспорта в Москве на 40% ниже уровня инфляции за этот же период», — обратили внимание в департаменте транспорта.
Отметим, что в предшествующие годы тарифы на общественном транспорте в Москве индексировались раз в год.
В 2023 году это произошло дважды: первый раз пришелся на 2 января (тогда разовая поездка по «Тройке» подорожала с 46 до 50 ₽). На вопрос «Ъ» о причинах второго повышения тарифов в течение года в дептрансе ответили: «В 2023 году в Москве поставлен рекорд по количеству масштабных транспортных событий — открытию новых станций метро, линий рельсового транспорта, дорог и запуску других значимых проектов. Впервые запущены уникальные круглогодичные регулярные маршруты речного электротранспорта. Для дальнейшего развития московской транспортной системы необходима корректировка тарифов на проезд в городском транспорте Москвы. Новая транспортная инфраструктура требует эксплуатационных расходов, в том числе на энергоресурсы и расходные материалы».
«Двойная» индексация тарифов наблюдается не только в Москве, говорит член общественного совета Минтранса Илья Зотов: например, цены на плацкарт в железнодорожном сообщении также увеличивались дважды в этом году (с 1 января — на 8,8%, с 1 декабря — еще на 10,8%). "Расходы на работу транспорта растут, нужно содержать новые станции метро и другие объекты, дорожает техника.
При этом расходы бюджета на содержание транспорта не увеличиваются, поэтому увеличивается тариф«, — пояснил “Ъ” эксперт.
Глава Союза пассажиров России Кирилл Янков напоминает, что в начале года прогноз по инфляции был около 4%, сейчас — 7,5%, параллельно растут цены на топливо, энергию и запчасти на подвижной состав, часть из которых ввозится по параллельному импорту.
Одновременно с новыми тарифами на общественный транспорт с 15 октября выросла для нарушителей оплата эвакуации неправильно припаркованных авто (оставленных под запрещающим знаком с табличкой «Работает эвакуатор», на пешеходных переходах, инвалидных местах и т. д.).
Наибольшая индексация коснется маломощных машин. Перемещение на штрафстоянку легковой машины с двигателем мощностью до 80 л. с. подорожало с 4,74 тыс. до 5,92 тыс. руб. (на 24,8%), мощностью 80−250 л. с.— с 7,54 тыс. до 9,45 тыс. руб. (на 25,3%), мощностью свыше 250 л. с.— с 10,5 тыс. до 10,7 тыс. руб. (на 1,1%). Цена суток хранения мотоциклов и мопедов на штрафстоянке выросла с 745 до 940 ₽, легковых авто и грузовиков массой до 3,5 т — с 1,45 тыс. до 1,82 тыс. руб., автобусов и грузовиков — с 2,58 тыс. до 2,59 тыс. руб. У владельца, напомним, есть право оплатить перемещение автомобиля через 60 дней после получения, а можно и сразу — в этом случае действует скидка 25%.
Менее чем через месяц, 7 ноября, автомобилистов ждут и новые тарифы парковочных зон. Во-первых, расширяется список самих зон: платные паркинги впервые вводятся на 1-м Войковском проезде, 2-м Новоподмосковном переулке, 1-м Магистральном проезде, на улицах Михаила Якушина и Игоря Численко, а также около гостиницы и в жилом квартале на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Новая Башиловка. Расширяется список улиц, где парковка будет платной не только в будни, но и по воскресеньям: Киевская, Марксистская, Студенческая улицы, Ольховский, Ботанический, Можайский, Кутузовский переулки (всего более 40 улиц). Повышается цена парковки в 3-м Красносельском и в 3-м Люсиновском переулках, Большом Балканском переулке, переулке Маяковского, проезде Апакова. Снижается — в Причальном проезде, на участке Космодамианской набережной, на Складочной улице и на 4-й улице Марьиной Рощи. Всего, по оценкам дептранса, изменения тарифов коснутся 3,5% улиц с платными парковками.
Иван Буранов