Топ-10 самых важных и любопытных автомобилей Datsun

Авто Mail.ru рассказывает о малоизвестных моделях японской марки

1. DAT Model 41 (1916)

Его нельзя назвать первым японским автомобилем, но вполне можно первым японским относительно массовым. Да, без поправки «относительно», конечно, не обойтись — в начале 20-го века счет японским легковушкам с трудом шел на десятки и сотни. При этом 41-я модель с 2,3-литровым 20-сильным мотором и максималкой аж в 40 км/ч еще считалась люксовым автомобилем.

2. Datson Type 10 (1931)

При жизни малышу «Датсону"/"Датсуну» частенько доставалось за плагиат. Многие европейцы обвиняли японцев в копировании с популярного тогда английского Austin 7. Внешне сходство у двух микролитражек и впрямь обнаруживается, но конструктивно машинки различались довольно значительно, особенно по части подвески и трансмиссии. Любопытно, что в 1935-м сам Херберт Остин заказал себе один «Датсун», но не для того чтобы найти повод для судебной тяжбы, а просто из любопытства.

Datsun
Austin 7

3. Datsun Deluxe Sedan DB2 (1950)

Этот неказистый автомобильчик, между прочим, первый в истории четырехдверный «Датсун». Интересна эта машина прежде всем тем, что... решительно ничем не интересна. Мощность 20-24 силы, динамика соответствующая — максималка 78 км/ч, дизайн как из бабушкиного сундука... Впрочем, именно по «Делюксу» удобно замерять масштаб гигантского скачка, совершенного японским автопромом во второй половине XX века. Просто вспомните, что в 1950-м, когда дебютировало вот это вот чудо, в СССР уже вовсю выпускались «Победа» и ЗИМ, на фоне «Датсуна» выглядевшие просто пришельцами из космоса. А чем все в итоге закончилось...

4. Datsun 210 Fuji-Go (1958)

Сходство до- и послевоенных моделей «Датсуна» — в отсутствии даже капли спортивности. Однако гоночные энтузиасты произрастали даже на такой неплодородной почве. Некий Юичи Охта еще до войны успешно выступал в немногочисленных японских гонках на одноместном Datsun 750 с открытыми колесами. А в конце 50-х тогдашний рекламный менеджер компании Ютака Катаяма — человек, которому суждено сыграть судьбоносную роль в истории марки — убедил руководство рискнуть и послать два автомобиля на ралли Mobilgas Around Australia trial.

Через 19 дней до финиша изматывающей гонки протяженностью 16 тысяч километров добралась лишь половина из 67 стартовавших экипажей. Среди них, как ни странно, и оба «Датсуна». Причем практически серийные 210-е финишировали первым и четвертым в классе до 1000 см3. Это, конечно, не победа в абсолюте на «Монте-Карло» или «Сафари», но для японцев и такой результат был за счастье.

5. Datsun S211 Sport (1959)

После первых гоночных успехов появление спортивных моделей в гамме «Датсуна» стало лишь вопросом времени. Собственно уже на Токийском автошоу осенью 1958-го компания представила прототип родстера S211 — своего первого по-настоящему спортивного автомобиля. Всего через полгода машина пошла в серию.

Компактный и симпатичный 211-й неуловимо напоминал британские спорткары той поры — только не «Ягуары» и «Астоны», а, скорее, MG, «Остин-Хили» и «Триумфы» — но при этом был полностью самостоятельной разработкой. Четырехцилиндровый мотор серии С рабочим объемом 1 л выдавал лишь 35 л.с., но стеклопластиковый кузов обеспечивал невысокую снаряженную массу — всего 810 кг. Для тех лет максималку в 112 км/ч можно считать вполне приличной. Главное Datsun S211 Sport оказался в статусе чуть ли не единственного спорткара японского рынка. Если, конечно, не считать крошечную Mikasa Touring с 17-сильным мотором и... более высокой ценой.

6. Datsun Double seat pickup (1965)

Коммерческая техника — основа процветания «Датсуна». Еще в довоенный период компания больше специализировалась на грузовиках, а начиная с 1946-го наладила выпуск пикапов для мелкого бизнеса. Их разновидностям, модификациям и моделям нет числа! Мы же решили выбрать, пожалуй, один из самых оригинальных. Взгляните, как здорово решена проблема четырехместного салона!

7. Datsun 510 (1968)

На первый взгляд и не скажешь, что этот автомобиль сыграл в судьбе компании ключевую роль. Однако, именно с Datsun 510 началось признание марки в США. До этого американцы смотрели на «Датсун» в лучшем случае как на производителя дешевых пикапов.

Но 510-й, созданный по инициативе директора американского филиала «Датсуна» Ютаки Катаямы — помните бывшего рекламного менеджера, настоявшего на участии в австралийском ралли? — стал альтернативой европейским спортивным седанам. Прибавляем к этому феноменальную надежность и получаем машину, фан-клубы поклонников которой разбросаны по всему миру: от Штатов до Новой Зеландии.

8. Datsun Fairlady Z (1969)

Но все же звание самого-самого Datsun заслуживает именно этот автомобиль. Если 510-й успешно отбирал клиентуру у баварских седанчиков, то Fairlady Z снискала славу «Порше для бедных». Чересчур льстиво? Да будет вам! Даже в изначальной базовой версии стильное купе оснащалось 2,4-литровой рядной «шестеркой» мощностью 150 л.с., разгонявшей машину до сотни за 8 секунд. Цифры того же порядка, что у 911 Classic. Плюс великолепный дизайн, созданный безо всякого вмешательства итальянских мастеров!

Впрочем, надо признать — в процессе разработки «зетки» японцы активно консультировались с графом Альбрехтом фон Гертцом — создателем легендарных BMW 503 и 507. Ну и как вишенки на торте — меганадежность и божеская цена. Не машина — золото!

9. Datsun Cherry (1970)

Первый в истории «Датсун» с полным приводом знаменит исключительно этим занятным фактом. Экономичная и компактная машина пришлась к месту и времени, учитывая разразившийся в начале 70-х топливный кризис. Впрочем, любопытна еще и версия Cherry Coupe: оригинальный, хотя и слегка перетяжеленный дизайн задней части и 1,2-литровый двигатель со сдвоенными горизонтальными карбюраторами... Hitachi.

10. Datsun B210 Competiton Coupe (1981)

С одной стороны, эту тачку вполне можно назвать самым быстрым «Датсуном» в мире. На ровной как стол глади высохшего соляного озера Бонневиль дрэгстер, построенный американцем Томом Беркландом, показал 475 км/ч.

Но если начистоту — от скромного хэтчбека Datsun B210 в этом монстре исключительно... задние фонари. Кастомный кузов, абсолютно новое шасси, «крайслеровский» V8 под капотом.