«Атомное» сердце: в чем секрет популярности российского электромобиля

Что за новинка встанет на конвейер завода «Москвич»

В России собрано больше 30 тыс. предзаказов на будущий отечественный электромобиль «Атом». Разработчики отчитались о создании функциональной платформы, на которой соберут первые 13 прототипов для испытаний.

Эксперты удивляются небывалому интересу к электромобилю, с чем он связан — разбирались «Известия».

Предзаказы на миллионы

Прием предзаказов на электромобиль «Атом» стартовал 31 июля этого года. За 7 тыс. рублей любой желающий получал цифровой ключ, дающий право на покупку машины в 2025 году одним из первых.

В итоге к 30 сентября, когда бронирование было закрыто, таких желающих набралось 36 тыс., что превышает количество проданных в России электромобилей за первые шесть месяцев 2023 года. В частности, электромобили Evolute разошлись тиражом 1663 штуки.

Таким образом, компания «Кама» получила чуть более 250 млн рублей. Для автопрома такая сумма — мизер, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. На эти деньги с большой натяжкой можно приобрести, например, роботов для сварки машин, заявил он.

Ранее глава КамАЗа Сергей Когогин в кулуарах Петербургского экономического форума называл инвестиции, которые он и Рубен Варданян вложили в проект на старте, — по $1 млн, что по нынешнему курсу соответствует примерно 200 млн рублей.

Атом
Атом
Атом
Атом
Атом
12

Количество предзаказов на «Атом» оказывается довольно скромным, если вспомнить, что на уже изрядно подзабытый проект «ё-мобиль» только за первые двое суток подписались 60 тыс. желающих. Как известно, «народный гибрид» так и не стал серийным, несмотря на все обещания его создателей.

Из отечественных деталей

«Атом» и «ё-мобиль» роднят необычные технические решения. Например, у представленного в мае этого года «функционального образца» были распашные двери без средней стойки, руль со встроенным тачскрином и без механической связи с колесами. При этом «Атом» выгодно отличается более серьезной проработкой.

По словам представителей компании «Кама», дизайн машины «заморожен», но ее размеры еще могут измениться. Сейчас габариты «Атома» — 3995 × 1780 × 1615 мм. В конце сентября компания опубликовала первые фото.

Это вполне традиционная для электромобилей «тележка» с полностью независимой подвеской и задним приводом. Некоторые силовые элементы роднят ее с платформой CMF EV концерна Renault Nissan. Факт возможного сходства платформ в компании «Кама» на момент подготовки материала не комментировали.

Известно, что за инжиниринг проекта отвечает китайское подразделение «Камы». Однако у серийной машины будет высокая степень локализации. Например, отечественное ПО, созданное при участии «Лаборатории Касперского» и отличающееся высокой киберзащищенностью.

Поставщиком аккумуляторной батареи станет российская компания «Рэнера». Обещают, что батарея будет устойчива к холодному климату и обеспечит запас хода в 500 км.

Испытают в Китае

Теперь 13 прототипам предстоит пройти испытания на полигонах России и Китая, которые продлятся до середины следующего года. Производство планируют начать в 2025 году на заводе «Москвич».

В пресс-службе столичного предприятия подтвердили подписание меморандума с производителем российских электромобилей «Атом» на оказание услуг по производству электромобилей на территории завода.

Читайте также
День открытых дверей в налоговой инспекции №7 по Москве
Водителям начал приходить транспортный налог: на что обратить внимание
Автовладельцы стали получать «письма счастья» с налогом на машину за прошлый год. Рассказываем, как его проверить и оплатить

«Для запуска потребуется провести адаптацию и оптимизацию производственных процессов. В ближайшее время эксперты приступят к проработке технических, экономических и других аспектов производства», — отметил представитель МАЗ «Москвич».

Он не уточнил, будет ли собственный электромобиль «Москвича», выпуск которого планируют наладить тоже в 2025 году, отличаться от «Атома».

Маркетинговый ход

Заявления о заключении 36 тыс. предзаказов на «Атом» — не более чем маркетинговый ход, считает Сергей Бургазлиев. По его мнению, таким образом компания пытается «прощупать почву», понять реакцию рынка и потенциальных покупателей.

— Стоимость машины неизвестна, четкие сроки начала производства и продаж — тоже, сам автомобиль еще никто толком не видел: показаны лишь платформа да ходовой прототип. Количество оформленных предзаказов проверить невозможно — есть только заявление самой компании. На данный момент неизвестных вводных в этом проекте больше, чем подтвержденных и реальных фактов, — заявил он «Известиям».

Главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков также считает это маркетинговым ходом, но называет его верным решением, необходимым для подогрева интереса к новой модели.

— По большому счету, оформление предзаказа ни к чему не обязывает ни потенциального покупателя, ни продавца. Это не договор, в котором прописаны условия и сроки поставки, цена автомобиля, комплектация, гарантийные обязательства и т.д. По сути, это можно расценивать как предварительное соглашение о намерениях с внесением минимальной предоплаты, которую в любой момент можно вернуть, отказавшись от предзаказа.

Атом
Атом
Атом
Атом
Атом
7

Частники или бизнес

По словам Кадакова, если исходить из того, что 36 тыс. — это реальный объем предзаказов, то, скорее всего, потенциальные покупатели на данном этапе — частные лица. Бизнесу, а тем более госструктурам, с точки зрения финансовой отчетности крайне сложно заплатить даже 7 тыс. рублей за товар, которого нет и который нельзя поставить на баланс, отмечает эксперт.

Между тем уже заключено соглашение на поставку 200 «Атомов» в два столичных таксопарка. Операторы каршеринга также сотрудничают с «Камой».

— Ведем консультации для коллег из «Атома» по нашим потребностям и функционалу, чтобы наши интересы были учтены, а также ведем переговоры по подписанию соглашения о закупке. Кроме того, оказываем технологическую поддержку, например первыми поддержали телематически интеграцию с «Атомом» в мобильном приложении, — отметили в пресс-службе BelkaCar.

«Ситуация совершенно иная»

Предзаказы на новые модели — распространенная практика в автобизнесе, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. В качестве примера он приводит предварительное бронирование электрокара Tesla Model 3, когда за сутки было собрано более 40 тыс. заказов при условии внесения депозита в $1 тыс.

Но до этого у Tesla уже были другие успешные модели, и потенциальные покупатели понимали, за что платят деньги, подчеркивает он.

— С «Атомом» ситуация совершенно иная. Автомобиль, согласно планам компании, появится только через два года. Что произойдет за это время, можно только гадать. Какова будет его стоимость, тоже пока лишь догадки. Мне сложно даже предположить, кто с учетом множества неизвестных параметров решился отдать 7 тыс. рублей, пусть и с возможностью их возврата, — заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.

Читайте также
Продажа машин
Дорогие «старики»: за год подержанные машины подорожали на 39%
Рост цен на автомобили с пробегом замедлится

Розыгрыши и тест-драйвы

Согласно информации на официальном сайте «Атома», предварительное бронирование гарантирует «попадание в список первых обладателей серийных электромобилей «Атом», а также дает другие бонусы.

Подавляющее большинство из тех, кто оформил предзаказ, сделали это именно за возможность быть в какой-то мере причастными к проекту «Атом» и получать какие-то преимущества, полагает главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов.

— 36 тыс. предзаказов не отражают реальный интерес к этой модели и спрос на нее. В лучшем случае из них только 6 тыс. в итоге приобретут эту машину. Остальные заплатили 7 тыс. рублей исключительно из спортивного интереса. Как вариант, в надежде на то, что они смогут в дальнейшем продать место в очереди, если спрос на эту модель превысит предложение.

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов