Иномарки заставляют жить в долг

В начале года аналитики рынка рассуждали: продадут или не продадут в этом году иностранные производители в России 300 тыс. новых машин? Теперь можно с полной уверенностью сказать: да, у них это получится. За полгода продано ровно 150 тыс. новеньких иномарок.

Если сопоставить второе полугодие 2003 года с первым, а потом первые шесть месяцев текущего года с последним полугодием ушедшего, то видна тенденция – с 39% роста в прошлом году мы скатились до 33% в этом. Хотя по мировым меркам это просто выдающийся результат. Аналитики объясняют такую динамику продаж ростом благосостояния россиян, хотя только этот фактор не может обеспечить такие показатели. Но есть и иной двигатель прогресса. «Сейчас активно развивается автокредитование, а данный вид услуг серьезно стимулирует продажи», – отмечает аналитик компании UFG Елена Сахнова.

Благодаря кредитам изменилась и структура спроса на импортные машины. Если год назад самыми ходовыми были модели стоимостью от $10 тыс. до $15 тыс., то сейчас этот диапазон существенно расширился, верхняя планка поднялась вплотную к $25 тыс.


Отследить такую тенденцию можно хотя бы по тому, как продаются автомобили высшей категории класса С и класса D – по наиболее популярным новым моделям продажи за полгода выросли в два-три раза. Например, Nissan Almera показал рост продаж на 264% по сравнению с прошлым полугодием, Toyota Avensis – на 284%. Купить такое авто за наличку по карману не всем, а вот в рассрочку такое приобретение может позволить себе куда больше народу. Получается, вот оно – животворное влияние кредитования на автопром. Правда, не на наш... По автомобилям представительского класса и бизнес-класса в целом ситуация ровная – число очень состоятельных людей в России растет не так сильно, как средний класс. Но несколько процентов увеличения продаж тех же Mercedes и BMW – это очень даже неплохо, особенно на фоне крайне высокого курса евро.

Впрочем, есть и в секторе дорогих машин и свои «ударники капиталистического соревнования» – рост продаж совсем недешевой ($41 тыс. в минимальной комплектации) Toyota Land Cruiser за полгода составил 56%. Да и вообще, модели тех же категорий от японских производителей продаются куда лучше. Почему – понятно: все дело в кросс-курсах доллара, иены, рубля и евро. «Иностранные производители точно продадут за этот год 295 тыс. машин, – считает Елена Сахнова. – Могут и больше, но плюс-минус 5 тыс. в данном случае никакой роли не играют. Иномарки могут взять 300-тысячную планку, даже несмотря на возможность некоторого затишья с продажами во втором полугодии. Ведь не исключено, что к осени покупательский ажиотаж несколько спадет, да и августовский период отпусков наверняка скажется на результатах третьего квартала». Тем не менее прогнозов в отношении какого-либо серьезного снижения спроса нет: разговоры идут только о том, насколько сильно он будет прогрессировать. 300 тыс. по сравнению со 195 тыс. за 2003 года – уже более 50% плюса. Но гигантские цифры роста уже были в прошлом году. Значит, это достижимо. Тем более что в общем динамика развития нашей экономики очень даже неплохая, и число людей, способных купить новую иномарку, пусть даже самую дешевую, постоянно растет.