Автогеральдика, то есть наука о дизайне и значении автомобильных эмблем, чрезвычайно захватывающая вещь. На каждый очевидный фирменный знак, смысл которого понятен даже школьнику, обязательно найдется и такой, что без труда поставит в тупик даже знатоков телевикторины «Что? Где? Когда?».
Недавно мы рассказывали про запутанную историю появления логотипа американского бренда Chevrolet. Но и по эту сторону Атлантики загадок хватает. Взять хотя бы марку Skoda.
Вы, конечно, видели эмблему чешской фирмы. Это кругляш с черной окантовкой, в центре которого изображена стрела с… глазом и перьями. Что это такое?!
Любопытный момент — эмблема «Шкоды» появилась даже раньше, чем фирма начала строить автомобили. Товарный знак был официально зарегистрирован 15 декабря 1923 года, автомобильной же компанией Skoda станет только два года спустя после объединения с фирмой Laurin & Klement.
Какое-то время автомобили чешской фирмы несли сдвоенную эмблему. То есть и глазастая стрела, чем-то напоминающая попугая с хохолком, и заглавные буквы LK — отсылка к Laurin & Klement. Но в конце-концов оригинальный «шкодовский» логотип выиграл внутреннюю конкуренцию за право считаться фирменным знаком.
С этим разобрались, но что именно означает графически затейливый и хорошо запоминающийся логотип «Шкоды»? Тут и начинается самое интересное. Дело в том, что истинное значение этого изображения… не знают даже в штаб-квартире компании!
Конечно, можно встретить занятые версии, мол, стрела это символ скорости, а перья это вовсе не перья, а крылья — они-то воплощают прогресс. Наконец, круглая форма фирменного знака подчеркивает верность традициями и надежность.
Что тут скажешь — сплошной кликбейт и ни слова правды. На самом деле, стрелы, крылья и круги не имеют отношения ни к скорости, ни к прогрессу, ни к надежности. К чему же они имеют отношения никто не знает. Даже сотрудники фирменного музея Skoda и специализирующиеся на чешских автомобилях историки на вопрос что же означает логотип в ответ могут только пожать плечами.
Сегодня 100 лет спустя после регистрации фирменного знака ответ так и не найден. Единственная вменяемая версия, которая может быть как правдивой так и нет, звучит следующим образом.
Якобы на эмблеме Skoda изображена не стрела, а стилизованная голова индейца в традиционном для коренных американцев головном уборе с пятью перьями. Этот вождь краснокожих никто иной как любимый слуга коммерческого директора фирмы Skoda Plzen Томаша Маглича. Правда, почему господин Маглич решил увековечить профиль своего наемного работника на эмблеме компании, история опять же умалчивает.