Рост продаж и повышение цен напрямую связны с ситуацией на рынке новых автомобилей, считают эксперты. Проблема с дефицитом ликвидных машин с пробегом постепенно решается, однако в ряде сегментов автомобилей по-прежнему не хватает, отмечают дилеры. Каковы перспективы рынка подержанных машин, выясняли «Известий».
Старое вместо нового
С января по август в России было продано более 4,4 млн подержанных автомобилей. Это на 28,6% (или почти на 1 млн штук) больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом свидетельствуют данные анализа рынка, проведенного специалистами аналитического агентства «Автостат Инфо». Наибольший рост отмечен в августе: за последний летний месяц было продано почти 650 тыс. подержанных машин, что на 8,8% больше, чем в июле.
На автомобили иностранного производства по итогам восьми месяцев пришлась большая часть таких сделок — 3,23 млн машин. Договоров купли-продажи подержанных машин отечественного производства было заключено существенно меньше — 1,17 млн штук.
Лидером на вторичном рынке по итогам прошлого месяца стал Kia Rio: в августе было перепродано 13 187 этих автомобилей. На втором месте c очень близким результатом (13 134 машин) расположилась Lada Granta. Далее следуют Hyundai Solaris (12 812 сделок в августе) и Ford Focus (12 751 договоров купли-продажи). Замыкает пятерку лидеров Lada-2107 с результатом в 12 613 проданных машин.
Вазовская «четырнадцатая» (12 240 автомобилей) расположилась на шестой строчке. За ней следуют Toyota Corolla (11 593 шт.) и «Приора» (11 054 экз.). В десятку наиболее популярных подержанных моделей также вошли Volkswagen Polo и Toyota Camry: этих машин с пробегом в прошлом месяце было продано 9773 и 9 735 штук соответственно.
Летний рост
Опрошенные «Известиям» дилеры отмечают, что резкий рост интереса покупателей к подержанным автомобилям начался примерно в середине июня и отмечался в течение всего лета.
— В первую очередь это связано со скачком курса валют, в связи с чем многие клиенты поспешили поторопиться с покупками. Повышенный интерес сохраняется и сейчас, причем ко всем без исключения подержанным моделям, — рассказал «Известиям» директор направления «Авилон. Автомобили с пробегом» Николай Баскаков.
Он отметил, что в настоящее время наибольшим спросом пользуются автомобили в ценовом сегменте 1−2 млн рублей. Кроме того, к традиционно популярным у россиян внедорожникам и кроссоверам в последние месяцы присоединились автомобили, по которым практически нет новых поставок из-за рубежа, — в первую очередь европейских марок, подчеркнул представитель «Авилона».
Директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов рассказал, что с начала лета спрос на б/у машины рост примерно на 10% от месяца к месяцу.
— На данный момент сохраняется устойчивый спрос на автомобили с минимальным пробегом и в хорошей комплектации. Он будет сохраняться и дальше, вне зависимости от сегмента, — прогнозирует он.
Всё выше и выше...
— С середины июня цены на автомобили с пробегом выросли на 15−25% в зависимости от бренда и ценового сегмента. В сентябре рост цен может коснуться только отдельных моделей автомобилей, по которым наблюдается серьезный дефицит. В целом какого-то резкого скачка стоимости машин с пробегом мы не прогнозируем — это может произойти только в случае сильного падения курса рубля, — заявил «Известиям» Николай Баскаков.
При этом представители дилеров подчеркивают, что недавнее повышение ставок утилизационного сбора на цене подержанных автомобилей не сказалось.
— Утилизационный сбор окажет прямое влияние на спрос и предложение на авто с пробегом только тогда, когда новые автомобили, купленные после введения повышенных ставок, будут в дальнейшем перепродаваться как подержанные, — отметил Владимир Желобов.
«Китайцы» вместо «корейцев»
Несмотря на повышенный спрос на автомобили с пробегом, ситуация с дефицитом ликвидных моделей на вторичном рынке постепенно стабилизируется, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Он отмечает, что предложения продажи относительно «свежих» автомобилей европейских, корейских и японских брендов в последнее время встречаются всё чаще и проблема их нехватки на рынке, которая отмечалась в начале года, постепенно решается. Прежде всего это касается моделей, которые собирались в нашей стране, подчеркивает эксперт.
— В первую очередь это происходит за счет сдачи таких автомобилей в trade-in при покупке новой машины, чаще всего китайского бренда. Во многом это обусловлено тем, что модели из КНР заметно лучше оснащены и зачастую гораздо технологичнее локализованных в нашей стране иномарок, — заявил «Известиям» Бургазлиев.
По его прогнозам, зафиксированный летом рост цен на новые машины неизбежно скажется и на стоимости подержанных моделей. Их нынешнее подорожание — далеко не последнее, полагает эксперт.
С ним согласен партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Он отмечает, что рынки новых и подержанных автомобилей тесно взаимосвязаны друг с другом и любая тенденция на одном из них через некоторое время проявляется и на втором.
— Как правило, временной интервал между повышением цен на новые и подержанные машины составляет 1−3 месяца. С учтем этого можно предположить, что осенью модели с пробегом станут еще дороже, — прогнозирует он.
Кроме того, для ряда покупателей приобретение нового автомобиля уже становится не по карману, и они уходят на вторичный рынок. Из-за этого растет спрос на подержанные машины, а вслед за этим и их стоимость, поясняет Игорь Моржаретто.
Кирилл Сазонов