На главной пешеходной улице Навагинской в Сочи появились первые дорожные знаки, запрещающие движение электросамокатов. Всего же на курорте определили 23 участка, где будет запрещено ездить на них. В их числе — набережные, парки, скверы и территория морского порта.
Пока знак мало кого останавливает. В выходной день корреспондент «РГ» за небольшой промежуток времени насчитала в запретной зоне шесть лихих наездников. Поэтому сейчас на курорте проводят рейды по выявлению нарушителей на средствах индивидуальной мобильности (СИМ). Самокатчиков привлекают к административной ответственности и проводят разъяснительную работу.
Однако пока стоит констатировать, что любителей езды на электросамокатах, ставших настоящим проклятием для пешеходов, явно не испугали штрафы в 800 рублей. Да и скорость в 25 километров никто не соблюдал, хотя компаниям по прокату рекомендовано ограничивать ее до 10 километров в час в местах массового скопления людей.
В Сочи определили 23 участка, где будет запрещено ездить на электросамокатах. В их числе набережные, парки, скверы и территория морского порта
— Дело в том, что ограничения касаются только прокатных электросамокатов, а на частных по-прежнему можно гонять хоть 50 километров в час, пока сотрудники полиции их не остановят, — рассказал член автономной некоммерческой организации «Институт урбанистики “Импульс Сочи” Эдуард Багдасарян. — Получается, пока в нужных местах не появятся соответствующие знаки, штрафовать нарушителей не за что.
Выясняется и другое. Электросамокат, известно, должен иметь вес не более 35 килограммов и мощность двигателя не выше 250 ватт. Более мощные не считаются СИМ, и носиться на них по тротуарам и велодорожкам нельзя. Но некоторые собственники просто наклеивают на них «правильные» наклейки и продолжают гоняться по городу. В итоге на бумаге проблема решена, а на практике аварии происходят все чаще. По данным Госавтоинспекции Сочи, с 1 марта 2023 года зафиксировано восемь происшествий. Один из последних резонансных случаев произошел как раз в центре курорта. Мужчина на электровелосипеде на высокой скорости въехал в толпу, сбив беременную женщину, переходившую на зеленый сигнал светофора.
— Одними запретами мы не решим проблему, — отмечают эксперты. — Если пять лет назад электровелосипеды и самокаты были, скорее, развлечением, то теперь стали полноценными транспортными средствами, составившими альтернативу автомобилям. Поэтому сейчас задача — создать СИМ-инфраструктуру. Для движения электровелосипедов и самокатов нужно отвести специальную полосу, отделенную от автомобилей и пешеходов, и места парковок электросамокатов.
На других курортах Краснодарского края также началась работа по безопасности движения на средствах индивидуальной мобильности. В Геленджике уже установили дорожные знаки, запрещающие движение электросамокатов. В мэрии курорта сообщили, что они расположены по периметру набережной, причем как на самой территории, так и на улицах, через которые возможен подъезд к ней. Кроме того, нарушителей штрафуют за езду на СИМ по пешеходной зоне. На данный момент составлено 822 протокола.
А в Анапе установить знаки «Проезд на электросамокате запрещен» планируется в этом году. По словам начальника отдела по транспорту анапской администрации Александра Мичурина, что касается штрафов, сначала необходимо разработать проект организации дорожного движения города-курорта, где будут обозначены зоны: в одних местах запретить движение, а в других ограничить скорость. Но пока эта инициатива, как заметил он, находится в разработке.
А как в Москве
В центре Москвы жильцы многоэтажки добились того, чтобы в их дворе не катались на прокатных электросамокатах и не парковали их. Прокатные сервисы запретили движение у дома N 25 на Спиридоновке, у Патриарших прудов. До этого обитатели многоэтажки выбрасывали самокаты со своего двора, объясняя, что из-за них невозможно пройти по тротуару.
Теперь, если зайти в приложения прокатных сервисов, можно увидеть, что в сквере Абделькадера движение запрещено. Этот сквер, по сути, и служит двором для окружающих многоэтажек. В соцсетях окрестили запрет на движение в сквере первой победой москвичей над электросамокатами.
Впрочем, ограничения в Москве для самокатов вводят на протяжении нескольких лет. И сквер на Спиридоновке стал не первым местом, где запрещено движение на самокатах. Такое же правило, к примеру, действует и в расположенном недалеко саду «Эрмитаж», отметка о запрете движения там стоит как в прокатных приложениях, так и на сайте самого парка. Правила посещения запрещают там движение и на самокатах, и на велосипедах, и на роликах.
Александр Мелешенко