Немецкие автогиганты BMW и Merсedes-Benz полностью ушли с российского рынка и отключили дилерские центры от лицензионного ПО. Автоюристы прогнозируют шквал исков от автовладельцев в ближайшем будущем.
Машины, напичканные электроникой, превратятся в «тыкву». Как рассказали aif.ru эксперты, вернуть их производителю будет не так-то просто даже через суд.
Доступа к официальному программному обеспечению немецких автомобильных концернов у российских дилерских центров больше нет. Точку в отношениях с Россией поставили BMW и Merсedes-Benz.
Как теперь чинить дорогие иномарки, в которых даже фару невозможно заменить без подключения к «мозговому центру», — большой вопрос. Автоюристы предрекают хозяевам немецких авто незавидное будущее. Причем российские законы не смогут дать собственникам таких автомобилей полноценную защиту.
— Потребитель сегодня оказался фактически в заложниках, — заявил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, — После введения странами Запада санкций в отношении России большинство новых иномарок стали продаваться как б/у. Это делается, чтобы у автомобиля изначально не было гарантии и покупатель не мог ничего предъявить.
Главная проблема, с которой столкнутся автовладельцы, — невозможность нормально обслуживать дорогую иномарку. Даже если формально машина будет на гарантии у производителя или дилерского центра, пройти плановое ТО не получится.
По словам председателя комитета по защите прав автовладельцев Кирилла Форманчука, в ряде случаев электроника переведет автомобиль в так называемый сервисный режим и не позволит ему разгоняться быстрее 20 км/ч.
Единственный вариант для автовладельца в таком случае — возвращать машину продавцу или производителю. Закон позволяет сделать это через суд. Однако и здесь не обойдется без трудностей.
— По закону потребитель может вернуть автомобиль. Но первый вопрос — к кому предъявлять иск. Автосалон, в котором машина была куплена, сошлется на форс-мажор. Автосалон не отвечает за действия правительств третьих стран, которые ввели против России санкции, — подчеркнул Кирилл Форманчук.
Юрист добавил, что правильнее подавать иск к автопроизводителю. Именно он не выполнил свои обязательства перед потребителем, отключив дилерские центры от программного обеспечения. Такой спор автовладелец выиграет с большой долей вероятности. Но на этом проблемы не закончатся.
— Если речь идет о локализованном производстве, решение суда будет исполнить проще. В таком случае завод находится в России и счета у него есть в российских банках. Если же машина импортная и завозилась из-за границы, шансов вернуть автомобиль и получить назад свои деньги практически никаких, — объяснил Форманчук.
Татьяна Антонова