Запрет на поставки автомобилей из Японии может привести к подорожанию и дефициту запчастей из этой страны. Подробности — в материале «Известий».
Санкционный продукт
Запрет на поставку из Японии машин отдельных категорий прежде всего ударит по рынку запчастей, считают эксперты. Напомним, 9 августа вступил в силу очередной пакет антироссийских санкций, утвержденных японским правительством. Он запрещает поставки в Россию автомобилей с двигателями более 1,9 л., отдельных категорий легких коммерческих автомобилей, а также гибридов и электромобилей.
Эксперты считают, что большую часть машин продолжат ввозить через другие страны. Проблемы возникнут разве что с гибридами и электромобилями, вроде популярного из-за своей цены Nissan Leaf.
Распилите это немедленно
Под ударом может оказаться традиционная схема поставки подержанных деталей из Японии, рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
— На аукционе покупался автомобиль, часто битый, который ввозился в РФ уже под видом запчастей. Зачастую машина «распиливалась» прямо на корабле. После введения запрета на ввоз из Японии машин с объемом двигателя более 1,9 л, она работать перестанет. Как правило, в самой стране автомобили на запчасти не разбираются, — пояснил Шапарин.
Он считает, что с учетом запретительных мер, машины начнут разбирать еще в Японии, что отразится на стоимости запчастей.
— Разборка автомобиля «там» обойдется дороже, чем в России. Кроме того, увеличатся расходы на логистику: каждая деталь потребует отдельной упаковки, в то время как прежде они были «упакованы» в самом автомобиле. Плюс дополнительные траты на погрузку-выгрузку каждой детали. В большей степени это коснется запчастей для моделей, предназначенных для внутреннего японского рынка, а также запчастей для европейских машин, которые достаточно популярны в Японии, — рассказал Шапарин.
Санкционный запрет будет критичен для поставок запчастей для гибридных моделей японского производства, например, Toyota Prius или Nissan e-Note, уверен главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов:
— Что касается электромобилей, то для них эти ограничения менее критичны. Во-первых, у электрокаров просто меньше деталей по сравнению с моделями с традиционным ДВС или гибридной силовой установкой. Во-вторых, батареи, электромоторы или управляющая электроника для них достаточно распространены на других рынках, поэтом особых сложностей с их поиском и поставками возникнуть не должно.
С радиатором нельзя
Ранее источники Drom.ru признавались, что доставка контрактных запчастей из Японии в Россию заметно осложнилась, как из-за логистики, так и по причине ограничений на вывоз определенных деталей. Под них попали радиаторы систем охлаждения, детали топливной системы и системы отопления, дизельные моторы, подушки безопасности, светодиодные батареи и элементы для электромобилей и гибридов.
Японская сторона то вводит запреты, то отменяет их для различных позиций запчастей, но они не касаются блоков управления двигателей и другой автомобильной электроники. Игроки рынка рассказали, что поставки японских запчастей можно организовать через Ближний Восток, однако это значительно увеличивает их цену.
Эту информацию подтверждает и Антон Шапарин. Он отмечает, что ряд японских портов не разрешает вывоз в РФ радиаторов двигателей (при этом радиаторы кондиционеров выпускают без проблем). Кроме того, отмечаются сложности с импортом через некоторые японские порты панелей приборов и других электронных деталей.
Миллионы «Тойот»
Российскому рынку необходим серьезный объем запчастей для машин из Японии. Согласно данным агентства «Автостат», на начало 2022 года в России насчитывалось более 10 млн автомобилей японских брендов, причем около половины приходилось на модели с правым рулем. Найти нужную запчасть для редкой или возрастной машины будет непросто.
Цены на эти запчасти уже выросли после июньского скачка курса и продолжат расти в цене в августе, рассказала «Известиям» директор международной сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова. В компании особо отметили, что Toyota занимает первое место по количеству обслуживаемых автомобилей.
Тем не менее, по словам Овчинниковой, на сегодня нет ощутимых проблем с запчастями на японские автомобили.
— На рынке в России уже давно есть масса брендов-дубликатов, к которым привыкли автовладельцы. Причем качество аналогов не уступает оригиналам. Как правило, на японские автомобили используются дубликаты азиатского производства. Некоторые подходящие «японцам» запчасти производят даже в России, например, фильтры, — рассказала Овчинникова.
По данным Fit Service, средний чек на обслуживание японских марок увеличился на 13% год в сравнении с прошлым годом. По итогам первого полугодия 2023 года он вырос до 7283 рублей, что примерно соответствует среднему чеку без разбивки по странам производства — 7340 рублей.
Разница в статистике
Количество поставляемых «распилов» не поддается подсчету, однако количество автомобилей, вывезенных из Японии, и автомобилей, ввезенных в Россию, не совпадает.
По данным Японской ассоциации экспортеров машин с пробегом (JUMVEA), в прошлом году в Россию было ввезено 213,5 тыс. машин. Дальневосточная таможня РФ называет цифру в 203 тыс. ввезенных машин, но в это число, помимо «японцев» входят и автомобили из Южной Кореи. При этом JUMVEA фиксирует увеличение вывоза на треть в сравнении с 2021 годом, а российская таможня — рост ввоза на 70%.
Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов