В конце июня на нашем изрядно похудевшем автомобильном рынке появилась новинка китайской марки Livan — компактный «приподнятый» хэтчбек X3 Pro. Единственная позиция в прайс-листе — это версия с вариатором и в фиксированной комплектации, а главное — Livan X3 Pro при цене 1 879 900 рублей является одним из самых доступных предложений среди машин с автоматами. Достаточно ли этого, чтобы покорить российских покупателей?
Вадим Гагарин, тест-редактор Авто Mail.ru — тест-драйв Livan X3 Pro
Из генеалогии марки Livan вышел бы неплохой детектив, в котором разобрался бы только очень хороший сыщик! На фаре оставила улику китайская Geely, на всех стеклах «наследила» некая фирма Maple (она же появляется на заставке при включении мультимедийного комплекса), а на крышке багажника написано Livan. Что же это такое?
Сразу отметаем Ливан — это вовсе не попытка ближневосточного государства ворваться на российский рынок, а Maple — это суббренд Geely, который изначально задумывался под электромобили, но «что-то пошло не так». Livan же — это возрожденная марка Lifan, которая обанкротилась и восстала из пепла под крылом Geely.
Зачем под наш рынок нужно было переименовывать кросс-хэтчбек Maple X3 Pro? Видимо, для ассоциации с маркой Lifan, которую еще помнят российские покупатели. Так или иначе, Livan за 1 879 900 рублей предлагает компактную машину, длина которой едва превышает 4 метра — X3 Pro на 270 мм короче, чем Kia Rio X, и уступает даже Suzuki SX4 первого поколения (у того от носа до хвоста было 4115 мм).
Поэтому ладными пропорциями Livan не блещет — будто моторный отсек наспех приделали к уже готовой «клетке» салона. Попытки оживить облик синими ободками на линзах «галогенок» (намек на лазерные фары BMW?) и наклейками на зеркала и низ дверей под углепластик смотрятся тоже странно — под капотом тут отнюдь не V8 на 500 «лошадей», а всего лишь 103-сильная атмосферная «полторашка».
Так что Livan X3 Pro подойдет только очень неторопливым водителям — под монотонный вой мотора (вариатор тут не умеет имитировать смену передач) стрелка доползает до отметки «100» за 13,6 секунды и еще 10 ему потребуется, чтобы добраться до магистральных 130 км/ч. А там, если прямик будет достаточно длинным и пустым, то Livan спустя пару минут наберет максимальную скорость около 170 км/ч.
К тому же, на высокой скорости «Ливану» явно неуютно, прямую он держит не слишком надежно, приходится подруливать. В городе динамики хватает, но для любого выезда на трассу с интенсивным движением (например, на МКАД), нужно всегда топить правую педаль в пол. Из-за этого расход топлива низким не назовешь — в среднем вышло порядка 9 л/100 км. Хорошо, что можно заливать бензин «Аи-92» — при постоянно растущих ценах это неплохой бонус.
И маневрировать на нем — одно удовольствие. Из-за высокой посадки, компактных габаритов и больших зеркал обзорность тут великолепная. А вот подвеска больше подходит плохим дорогам и грунтовкам (тут и клиренс 185 мм) — энергоемкость замечательная, но расплачиваться за это приходится грубым прохождением типичных городских неровностей — стыков, люков, заплаток и лежачих полицейских. К тому же, из-за маленькой колесной базы Livan, что называется, «козлит».
Сзади при этом вполне достаточно места для двоих взрослых, но дополнительных удобств минимум — 1 USB-зарядка и небольшая ниша под ней. Нет ни откидного подлокотника, ни обогрева. Странно, что все четыре стеклоподъемника — с доводчиками, а потолочные ручки — с микролифтом.
Единственная комплектация по-китайски неплохая — люк, отделка салона кожзамом, круиз-контроль, датчик света, кондиционер, мультимедийный комплекс с сенсорным экраном, камера заднего вида, ESP и фронтальные подушки безопасности. Но рынку и операторам каршеринга явно требуется более доступная версия.
Да, с одной стороны 1,6 миллиона просят за новую «Весту», у которой пока нет ни ESP, ни вариатора, но за 2 069 900 рублей предлагается более современный Haval Jolion, а на 80 тысяч дороже «Джолиона» есть еще один дебютант нашего рынка — крупный Haval M6. И оба этих кроссовера — с турбомоторами и роботизированными коробками с двумя сцеплениями. Поэтому перспективы маленькой машины Livan за 1 879 900 рублей пока видятся очень туманными.
Сергей Удачин, редактор Авто Mail.ru
Может ли сейчас новая иномарка с автоматической трансмиссией и набором самых востребованных опций стоить меньше двух миллионов рублей? Кто-нибудь наверняка воскликнет: «Ты что сдурел? Посмотри цены на “Весты” и “Москвичи”. Какие еще иномарки до двух миллионов?». Но местный офис Livan ответил: «Почему нет?». И выдал нам ключи от российской новинки — X3 Pro с вариатором за 1 879 900 рублей.
Еще совсем новехонькая машина с пробегом всего 40 км — будто только что с автовоза. Со шторки небольшого люка в крыше свисает заводской целлофан, на кузове местами видны следы от транспортировочных стикеров и пленок, а из салона пока не выветрился терпкий запах свежего кожзама с химическими нотками пластика. Вот оно то самое не всем нынче доступное ощущение новой иномарки.
Кто ты, X3 Pro? Пропорциональный, поджарый и довольно высокий псевдокроссовер с нейтральной внешностью. Она, к слову, не вызывает ни отторжения, ни симпатии. Никаких дизайнерских фишек, запоминающихся деталей, глазу не за что зацепиться. Отвернулся и сразу же забыл. Оптимальный вариант, чтобы не выделяться в потоке машин и не вызывать ни у кого зависти. Этакий китайский Rio X.
Если сравнивать с конкурентами, то окажется, что новичок, который, кстати, у «Ливана» числится хэтчбеком, а не кроссовером, — один из самых компактных новых автомобилей, какой только сейчас можно у нас купить. По крайней мере, среди иномарок. Хэтч Lada Granta не намного меньше — на 8 см короче и на 6 см уже. По высоте X3 Pro ближе к универсалу Granta Cross, который ниже «китайца» всего на 1,5 см. Внутри что спереди, что сзади мне, любителю маленьких машин, ничуть не тесно при росте чуть за 1,7 м.
Не стоит ждать от «Ливана» изысков в интерьере. Его основа — жесткий, серый как мышь пластик наподобие стойкого к царапинам, какой используют в отделке салонов некоторых коммерческих авто. В тон ему усеченный снизу кожаный мультируль. В меру податливые сиденья из кожзама с перфорированными вставками и еле заметной боковой поддержкой — тоже серые. Но хотя бы с контрастной оранжевой прострочкой.
Помимо нее оживляет картину только странное сочетание ярко-оранжевой широкой полосы через всю переднюю панель и большой синей накладки под лобовым стеклом. Такие же оранжевые ручки на дверях сделаны из податливого пластика, на ощупь напоминающего рукоятку дешевого зонта. Браться за них боязно — хрупковаты. Подлокотники на серых дверных картах синие — спереди из материала, напоминающего нубук, а сзади все из той же жесткой пластмассы.
Впрочем не только мягкостью обивки X3 Pro обделил задних пассажиров. У них нет ни центрального подлокотника в диване, ни плафона подсветки на потолке, ни дефлекторов обдува. На обогрев сидений никаких намеков — он есть только у водителя и переднего пассажира. Зато двухступенчатый. Но спрятан глубоко в подменю — сбоку от странички климата. А управлять им, как и режимами климатической системы, можно только на сенсорном экране — отдельных кнопок не предусмотрено.
Еще в X3 Pro есть неплохо звучащая для «ноунейма» простенькая музыка, задние парктроники с динамической разметкой и четким цветным изображением, круиз-контроль, а также мультимедийка с примитивным меню и Bluetooth. Плюс лифт водительского кресла, регулировка руля по высоте, электростеклоподъемники и электропривод настройки зеркал без функции складывания.
В целом машина воспринимается простенько и недорого. Так же она и едет. Бодро стартует и разгоняется в разрешенных для города скоростных пределах. При вдавленной в пол педали газа голосит переходящей в звон циркулярной пилы не то сопряженной с вариатором 103-сильной атмосферной «четверкой» 1.5 на повышенных оборотах, не то резонирующим выпуском.
Рулится без эмоций, излишней остроты и четкости. Цепкие тормоза уверенно замедляют и останавливают автомобиль. Жестковатая подвеска транслирует в салон всю мелочь с дороги и не дает кузову сильно крениться, но спорта ощущениям от езды не добавляет. При этом к «лежачим полицейским», а также другим крупным, но гладким неровностям индифферентна.
Таков он, Livan X3 Pro: незамысловат и безэмоционален. Сгодится на каждый день для неискушенного водителя, чтобы просто завести двигатель и поехать из точки А в Б с музыкой и кондеем. Не это ли требуется большинству приученных к каршерингу водителей?
Возвращаясь к вопросу: может ли сейчас новая иномарка с автоматической трансмиссией стоить меньше двух миллионов рублей, — утвердительно киваю головой. Но тут же добавляю: одного лишь ценника чуть ниже психологического для многих рубежа для успеха недостаточно. Нужно что-то еще: имидж, стиль, фишки, навороты, известный бренд. «Ливану» X3 Pro похвастать тут пока что, увы, нечем.
Кирилл Кадощук, редактор Авто Mail.ru
Livan X3 Pro — за этим названием словно скрывается целый сборник подсказок из вселенной китайского автомобильного нейминга. Во-первых, сама по себе марка Livan зачем-то связывает нас с обанкротившейся и оставившей не самое приятное впечатление на российском рынке компанией Lifan — чего ради, если у себя на родине эти машины продавали под нейтральным брендом Maple, в то время как «новый» Livan в Китае продвигает передовые электромобильные ценности и переход к использованию сменных батарей?
Во-вторых, конечно, индекс X3 — любой, кто воротит нос от китайских машин, колко отметит отсылку к баварскому бренду, но мне отчаянно хочется верить, что иначе было ну никак нельзя. Ведь за литерой X (или крестом, что по-английски cross) скрывается «кроссовер», а цифра 3, как у обрусевшего «Москвича 3», символизирует ранг модели в иерархии бренда, которая досталась новинке от своего предшественника Geely Vision X3, стоявшего на ступеньку выше крошечной модели Vision X1.
А в-третьих, Pro. Ну pro что здесь эта смартфонная приставка, которую так любят в Китае? Не новое ведь поколение и формально (по крайней мере, для молодого бренда Livan) даже не рестайлинг — она служит еще одним напоминанием о том, что у модели X3 Pro, которая еще в далеком 2010 году начала свою непростую историю под крылом компании Geely, родословная и впрямь очень запутанная.
Подумать только — исходный хэтчбек Geely SC5 (в девичестве носивший марку, простите, Shanghai Englon) появился на свет даже раньше универсала Kalina Cross и корейской пятидверки Rio X-Line, с которыми так рьяно напрашиваются аналогии! А о том, что этот Livan в позапрошлой жизни приезжал на Московский автосалон в счастливом 2012-м, лучше и не вспоминать… Хотя именно тогда в компании Geely и планировали начать продажи этих хэтчбеков на цветущем российском рынке. Но не стали.
Словом, Livan X3 Pro — это хорошо забытое старое. Сам материнский бренд Geely с 2010 года шагнул далеко вперед, оставив архаичные бюджетные модели второстепенным подразделениям. И весьма показательно, что время этого «Ливана» в России настало именно в 2023 году, когда даже давно сменивший имя универсал Granta Cross успел обрасти китайскими комплектующими, а Kia Rio X вообще ушел в прошлое.
Но Livan X3 Pro пытается хоть как-то скрасить безрадостное настоящее. Откровенно печальный интерьер приободрит водителя ярко-оранжевыми акцентами, пусть и из дешевого пластика. Маленький люк прогонит дурные мысли о неудобной посадке за рулем без регулировки по вылету — и сам закроется на парковке, если надышавшийся свежего воздуха водитель попросту забудет о нем. А цветастый экран медиасистемы изо всех сил постарается не отсвечивать своим скромным функционалом — россыпь кнопок и отдельный блок кондиционера, конечно, были бы удобнее с такой глубиной меню, но даже с бестолковым дисплеем (благо, картинку с камеры заднего вида показывает) как будто едется как-то повеселее. И на заднем диване места хватает.
А с остальными недочетами можно ужиться — и с криво установленным кожухом рулевой колонки, и с коротким солнцезащитным козырьком, и с неподсвеченными положениями селектора вариатора (блоки стеклоподъемников тоже, кстати, обделили подсветкой), и с простецким шасси, и даже с шумно-медлительным 1,5-литровым атмосферником. Но в совокупности с неоцинкованным кузовом не многовато ли минусов?
Да бросьте вы — капризная на мелких неровностях подвеска простит вам и яму на щербатом асфальте, и лежачего полицейского, а ограничитель скорости убережет от штрафов (правда, тормоза при превышении не задействует — только беспомощно запищит). Вариатор облегчит жизнь в пробках, камера заднего вида — парковку во дворе. Встроенный видеорегистратор убережет от клеветы, а система стабилизации и цепкие тормоза с АБС, возможно, даже спасут вам жизнь.
Дорого? До тех пор, пока Lada Vesta NG не обретет китайский вариатор — мне кажется, нет. Все равно еще через пару лет такой же условный Livan того и гляди будет стоить миллиона три. Если нравится — берите сейчас и не скупитесь на антикор. Простая, зато честная и в чем-то даже трогательная машинка.
Ниже приведены оценки Livan X3 Pro для нашего рейтинга китайских автомобилей. По этой ссылке можно подробнее узнать о методике расстановки баллов.
Вадим Гагарин | Сергей Удачин | Кирилл Кадощук | |
Динамика | |||
Разгон | 2 | 4 | 3 |
Управляемость | 4 | 4 | 4 |
Тормоза | 7 | 8 | 8 |
Комфорт | |||
Посадка за рулем | 4 | 3 | 2 |
Простор салона | 4 | 5 | 5 |
Шумоизоляция | 4 | 4 | 3 |
Плавность хода | 4 | 5 | 5 |
Багажник | 4 | 5 | 3 |
Технологии | |||
Электронные ассистенты | 2 | 2 | 2 |
Камеры | 4 | 3 | 2 |
Мультимедиа | 4 | 4 | 3 |
Оснащение | 4 | 3 | 3 |
Примерка на себя | |||
Субъективная оценка по 10-балльной шкале | 3 | 3 | 4 |
Сумма | 50 | 53 | 47 |
Среднее арифметическое | 50 | ||
Итоговый рейтинг по 100-балльной шкале | 41,7 |