При этом на протяжении предшествующих нескольких лет аварийность устойчиво снижалась. В ГИБДД объясняют негативную тенденцию геополитическими причинами: международные санкции заставили переориентироваться основные маршруты автомобильных грузоперевозок с запада на восток, на фоне закрытых границ стало гораздо больше и автотуристов — дороги к таким нагрузкам оказались не готовы. При этом лидером по абсолютному приросту (+181%) стали ДТП с участием электросамокатов и средств индивидуальной мобильности.
Данные о дорожной аварийности (без учета новых регионов) за полгода опубликованы в информационно-аналитическом отчете Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.
По сравнению с шестью месяцами 2022 года количество ДТП выросло на 3,9% (до 56,2 тыс. аварий), погибших — на 2,9% (до 5,9 тыс.), раненых — на 3,6% (до 71 тыс.).
О складывающемся негативном тренде на дорогах страны «Ъ» уже сообщал в апреле 2023 года. В июле глава ГИБДД Михаил Черников в интервью «Российской газете» назвал причины роста ДТП. Первая — переориентация автомобильных транспортных потоков с запада на восток.
«Транспортная инфраструктура, развитая преимущественно в европейском направлении, оказалась не готова к таким изменениям, — подчеркнул господин Черников. — Основные транспортные артерии стали работать в режиме перегрузки, увеличились пробеги транспорта».
Эта версия подтверждается и данными по регионам: наибольший рост погибших на федеральных трассах сейчас наблюдается в Забайкальском крае, Омской, Ростовской областях, Республике Тыва, Томской области
Отдельные виды аварийности напрямую не связаны с геополитикой.
Всего с начала года произошло более тысячи таких аварии, в них погибло 12 человек, ранено более тысячи. Почти половина таких аварий — с участием электросамокатов, принадлежащих физлицам (по итогам 2022 года их доля составляла 32%), остальные — арендные СИМ из кикшеринга.
Власти уже обсуждают меры по сокращению этого типа ДТП. Минтранс, как сообщал «Ъ», готовит «дорожную карту», в которую, возможно, включат увеличение штрафов за нарушения ПДД, новые поправки к правилам и обязательную регистрацию СИМ.
«Если на двухполосной дороге можно поставить тросовое ограждение, то надо это делать уже сейчас. Потому что автотуризм в ближайшие пять лет будет только расти, — считает он. — Сделать это очень просто.
В рамках работ по содержанию и ремонту дорога расширяется на 30 см с обеих сторон, между встречными полосами появляются дополнительные 60 см, где и ставится отбойник». Работы эти нужно провести в местах с наибольшей концентрацией ДТП, говорит Евгений Москвичев.
Если понадобится дополнительное финансирование, его можно «позаимствовать» у тех дорог, где по плану должен меняться асфальт, но по факту они находятся в хорошем состоянии (это установит экспертиза): работы можно сдвинуть на более поздний срок, а средства передать на отбойники или тросовые ограждения в очагах аварийности, считает депутат.
Он напоминает, что каждый раз, когда Россия переживала экономические кризисы (1998 и 2008 годы), моральное состояние населения (и водителей в том числе) ухудшалось, и на дорогах вырастала аварийность — аналогичный эффект наблюдается и сегодня.
Расширить дорожную сеть под новые грузопотоки быстро не получится, отмечает Михаил Блинкин, но ряд мер по улучшению организации дорожного движения можно принять оперативно.
Иван Буранов