Если в прошлом году удорожание необходимых для ремонта и обслуживания запасных частей и расходных материалов можно было оценить в 35−200%, то в начале 2023 цены на автозапчасти многих брендов снизились, чему способствовал стабильный курс рубля.
В начале лета этого года наметился незначительный рост, однако он не превышает верхнего уровня цен прошлого года.
В достаточно тяжелом положении оказались дилеры наиболее технологически сложных западных марок: если с поставками запасных частей еще можно «что-то придумать» по альтернативным каналам, то с перекрытым некоторыми брендами доступом к официальному программному обеспечению — сложнее (хотя некоторые игроки смогли найти обходные маневры и здесь).
Сейчас онлайн-сегмент демонстрирует наиболее активное развитие. По данным «Автостата» и Wildberries, только за прошлый год спрос на запчасти в нем вырос по России в 23 раза. В компании «Автодок» подтверждают такие наблюдения. Здесь подавляющая доля (98%) покупателей предпочитают именно онлайн-заказы.
Список наиболее востребованных марок пока остается более-менее стабильным — это прежние лидеры по объемам продаж автомобилей: Volkswagen, Skoda, Renault, Hyundai и Kia. Понятно, что запчасти на эти марки еще долго будут пользоваться спросом в первую очередь.
В прошлом году отмечался ажиотажный спрос на расходные материалы — клиенты стремились закупиться впрок, на несколько ТО вперед. В 2023 году в лидеры по востребованности вырвалась совсем другая категория товаров. В первую очередь — это детали для нестандартных ремонтов, восстановления автомобилей после ДТП, других внешних воздействий.
Вырос спрос на детали электронной группы, кузовные детали, радиаторы, различные датчики и реле. Спрос же на расходные материалы вернулся на стабильный уровень, ажиотаж спал — определенный дефицит наблюдается, но уже не столь критичный. Аналогичная картина наблюдается и с лобовыми стеклами — здесь потребности рынка тоже удовлетворены не полностью, но ажиотажа нет.
В «Автодоке» нам рассказали, что на сегодняшний день автокомплектующих на нашем рынке достаточно. Активизация импортозамещения и параллельный импорт свое дело делают. Поэтому главную проблему специалисты видят именно в борьбе с подделками. Дистрибьюторы, которые работают с надежными поставщиками и стремятся делать свои логистические цепочки проще и прозрачнее — смогут использовать нынешние преобразования рынка как возможности для развития и привлечения новых клиентов.
Юрий Зубко