Там из профиля гражданина подтягиваются все необходимые данные по автомобилю и водителю. Затем в личном кабинете формируется полный пакет документов — к заявлению о страховом случае прикладываются копии всех документов, предусмотренных правилами ОСАГО. Все дальнейшее взаимодействие со страховщиком тоже может идти через личный кабинет. Например, автовладелец получает направление на ремонт, и соглашение о размере страховой выплаты, которое сейчас подписывается сторонами на бумаге, будет доступно и может быть подписано в электронном виде в личном кабинете автовладельца на «Госуслугах».
Заявление будет считаться принятым, если предоставлены все предписанные законом документы. Если документов недостаточно, автовладелец получит уведомление, какие документы требуется еще приложить. Срок, в который он может дослать эти документы, не ограничивается, но рассмотрение заявления начинается с того момента, когда страховщику предоставлены все документы.
Далее страховая компания согласует с заявителем время и место для проведения осмотра автомобиля, необходимое уведомление также направляется в личный кабинет на «Госуслугах».
Изначально предполагалось, что водители смогут передать и фотографии о повреждениях автомобиля, на основании которых страховщик рассчитает стоимость ремонта.
Закон об ОСАГО предусматривает, что осмотр поврежденного автомобиля может осуществляться путем получения страховщиком от участника ДТП фото- и видеоматериалов в электронной форме. Чтобы они были достаточно полны и информативны для принятия решения о страховом возмещении, Банк России предложил предусмотреть участие представителя страховщика в таком осмотре — он даст советы автовладельцу, как и что фотографировать, и проследит, чтобы все необходимое было зафиксировано. Согласование такой процедуры может быть проведено на «Госуслугах», а загрузку фото или видео автовладелец сделает в своем личном кабинете на сайте страховой компании.
Если возможности провести такой дистанционный осмотр нет, то осмотры будут проходить в традиционном формате.
Но непосредственно с 15 июля такая функция едва ли заработает, хотя некоторые страховщики активно разрабатывают такой функционал. Например, компания ВСК собирается запустить такой сервис в сентябре. А в принципе, эта история должна заработать в полной мере в 2025 году. Во всяком случае, такую планку установил закон.
Именно к этому году уже все страховщики ОСАГО должны будут разработать и запустить необходимые мобильные приложения, которые позволят в том числе осмотр машин проводить удаленно.
Владимир Баршев