Пожалуй, не найдется такого водителя, кого хотя бы раз не останавливал на дороге инспектор ГИБДД. И наверняка есть те, кому не удавалось по взмаху полосатой палочки быстро перестроиться из левых рядов к обочине, чтобы тут же припарковаться для проверки документов и общения с представителем власти.
Как поступить, если автомобилист проехал патрульную машину и остановился слишком далеко от гаишников? Ждать когда инспектор подойдет сам или сдавать задом по обочине в нарушение правил?
Ведь за такой маневр можно схлопотать штраф в размере 1500 рублей. А в лихие девяностые нечестные на руку сотрудники могли специально создавать такие ситуации, чтобы заработать денег на водителях.
Ждать или подойти самому
На сегодняшний день действия инспекторов ДПС при остановке водителей и проверке документов, а также привлечения их в качестве свидетелей или понятых четко регламентированы. Основные моменты прописаны в административном регламенте (Приказ МВД РФ от 23.08.2017 N 664).
В частности в пункте 86 этого документа сказано, что подавая сигнал об остановке водителю, сотрудник ГИБДД должен указать рукой или жезлом место, где следует припарковать транспортное средство. При этом в регламенте не оговорено расстояние от патрульной машины до авто, которое остановили для проверки.
Зато в пункте 89 говорится, что остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки и изложить требование о передаче необходимых для проверки документов.
Таким образом, по закону водитель, независимо от расстояния между местом его остановки по требованию сотрудника ГИБДД и патрульной машиной правоохранителей, имеет право дождаться инспектора не выходя из авто. Гаишник же должен сам подойти к нему.
Сдавать ли задом по требованию гаишника
Однако порой имеет место другая ситуация. Например, инспектор поздно подал сигнал об остановке водителю и тот, не успевая сразу же прижаться к обочине, встал достаточно далеко от него. Затем гаишник жестом позвал автомобилиста подъехать к нему в нарушение правил. Либо если сотрудник ГИБДД изначально указал для парковки транспортного средства место, где остановка запрещена ПДД.
Эти ситуации, равно как ответственность гаишника и автовладельца за действия в них, также оговорены законом. Пункт 6.15 ПДД обязывает водителей и пешеходов «выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки».
Таким образом, инспектор может остановить машину в нарушение Правил дорожного движения там, где находится патрульная машина со специальными световыми сигналами. По закону это место становится местом проведения досмотра и в этой зоне дорожные знаки временно не действуют.
А значит водитель может не бояться следовать указанию гаишника. Ведь штраф за это ему не грозит. Кстати в административном регламенте также указано, что в случае остановки транспортных средств в запрещенных ПДД местах, инспекторы должны принять все необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Где нельзя останавливаться
Напомним, что согласно пункту 12.4 Правил дорожного движения остановка транспортных средств запрещается в частности:
- на трамвайных путях и вблизи от них, если это помешает движению трамваев;
- на ж/д переездах, в тоннелях, на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними;
- в местах, где расстояние между разделительной полосой и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
- на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
- на проезжей части вблизи опасных поворотов при видимости дороги менее 100 м;
- на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части;
- ближе 15 м от остановок маршрутного транспорта и стоянок легковых такси;
- в местах, где авто закроет другим водителям сигналы светофора, дорожные знаки, или будет мешать движению других участников;
- на полосе для велосипедистов.