
Каждый знает: чтобы сесть за руль легкового авто, нужно получить удостоверение категории «В». Предназначение категорий «А» и «С» тоже более-менее всем известно, а что означают остальные буквы на карточке, знают далеко не все. Учимся читать транспортный алфавит, чтобы узнать, как получить право сесть за руль разнообразных транспортных средств, от скутера до «БелАЗа».
Таблица категорий водительских прав
На сегодняшний день в нашей стране существует сетка из 10 категорий и 6 подкатегорий водительских удостоверений. Для удобства изучения мы свели их в таблицу.
На сегодня задействовано 10 основных категорий прав:
М | мопеды и легкие квадрициклы |
А | мотоциклы |
В | легковые автомобили (полной массой до 3,5 т, пассажирских мест — не более восьми) |
ВЕ | легковые автомобили с прицепом массой более 750 кг |
С | грузовики (с полной массой более 7,5 т) |
СЕ | грузовики с прицепом массой более 750 кг |
D | автобусы (пассажирских мест — более 8) |
DE | автобусы с прицепом массой более 750 кг |
TM | трамваи |
TB | троллейбусы |
Есть также шесть подкатегорий:
А1 | легкие мотоциклы (объем мотора до 125 куб. см) |
В1 | трициклы и квадрициклы (объем мотора более 50 куб. см) |
С1 | легкие грузовики (с полной массой от 3,5 до 7,5 т) |
С1Е | легкие грузовики с прицепом массой более 750 кг |
D1 | малые автобусы (пассажирских мест — от 8 до 16) |
D1E | малые автобусы с прицепом массой более 750 кг |

Расшифровка категорий водительских удостоверений
Зачем придуманы разные категории прав? В чем их смысл? Ответ простой. Машины отличаются между собой размером и массой, а следовательно, особенностями управления. Чем больше и тяжелее автомобиль, тем сложнее им управлять и тем опаснее ошибка при вождении. Разберем подробно, какие разновидности транспортных средств принадлежат к каждой категории.
Права категории «М»
Дает право порулить самыми легкими и маломощными транспортными средствами: мопедами, мини-байками, скутерами. Объем мотора в пределах 50 см3, максимальная возможная скорость — 50 км/ч.
Эта категория называется начальной: она присваивается вместе с любой другой категорией прав.
Главная особенность в том, что обучение на «М» открыто с 14 лет, а права выдают уже в 16. Плюс: ранний доступ к вождению. Минусы: суета и расходы, как при получении полноценного ВУ. Как и для открытия «старшей» категории, нужно заплатить за обучение, выдержать экзамен, получить медицинскую справку. При этом, когда вам понадобится категория «В» или «А», весь квест придется проходить по-новой.

Права категории «А»
Предназначены для вождения мотоцикла (включая те, что с коляской). Позволяют также управлять мотоколяской: максимально легким транспортным средством, промежуточной ступенью между мотоциклом и легковым автомобилем. На наших дорогах этот агрегат практически не встречается, зато туристы, посещавшие Юго-восточную Азию, наверняка его знают под именем тук-тук.
Управление мотоциклом существенно отличается от автомобильного. Поэтому на категорию «А» водителей учат в специальной мотошколе.
Подкатегория «А1»
Предназначена для вождения легких мотоциклов, мощностью до 11 л.с. Как правило, открывается вместе с категорией «А» и отдельного обучения не требует.
«Легкую» подкатегорию «А1» не следует путать с подкатегорией А1, разрешающей управление самоходными средствами. Она выдается к правам тракториста-машиниста, и до 2024 года требовалась для управления, например, снегоходами. Теперь это требование дополнено, и снегоход можно водить с открытыми категориями «A» и «B1» при наличии отметки «MS» (дают право самостоятельно управлять любым снегоходом), или «B», «C» и «D» — при катании на основании договора аренды и проведенного инструктажа.

Права категории «В»
Самая распространенная категория. Позволяет водить легковые автомобили всех разновидностей, включая пикапы и минивэны. Главные ограничения: максимум 9 посадочных мест в салоне (включая водительское) и масса в пределах 3,5 т. Разрешено добавить легкий прицеп, но только если масса автомобиля вместе с прицепом (зато без груза) ограничена 3,5 т.
Подкатегория «B1»
«B1» не требует отдельной подготовки: ее присваивают одновременно с «А» и «В». Тем не менее, у нее существуют некоторые особенности, которые необходимо учитывать.
Если «B1» присваивается с категорией «А», ей дается отметка MS. Она позволяет водить легкое транспортное средство с мотоциклетного типа.
Вместе с категорией «В» к «В1» добавляется отметка AS. Она дает право водить легкие транспортные средства (типа квадрицикла) с классическим автомобильным рулем. Водить квадрицикл с мотоциклетной посадкой с такой отметкой нельзя. Если соберетесь покупать квадрицикл, обратите внимание на конструкцию и оцените свои полномочия.

Права категории «ВЕ»
Не все знают, что прицеп является разновидностью транспортного средства. Поэтому для управления автомобилем с прицепом требуется отдельная категория, обозначенная буквой Е. В частности «ВЕ» дает право вождения легкового авто с прицепом тяжелее 750 кг. Общая масса конструкции может превышать 3,5 т. Позволяет транспортировать лодки, трейлеры и прочие увесистые и объемные грузы.
Категорию открывают водителям, у которых уже получены права категории «В» и есть опыт вождения не менее 1 года. Отсюда минимальный возраст получения «ВЕ»: 19 лет.
Для получения категории сдают экзамен: практику вождения с прицепом и теорию. Перед этим на курсах изучают техническое устройство прицепа и освежают знания ПДД. Средний срок обучения составляет 2−2,5 месяца.
Тем, у кого открыта категория «СЕ» (читайте про нее ниже), «ВЕ» открывают без экзаменов и обучения.

Права категории «С»
Переходим к серьезным автомобилям и профессиональным категориям. Оформив категорию «С», водитель получает право вождения средних (3,5−7,5 т) и тяжелых (от 7,5 т) грузовых автомобилей. Разрешается также вождение с небольшим прицепом, до 750 кг.
Обучаться можно начиная с 17 лет, но права выдадут только в 18. Предварительное получение категории «В» не требуется.
Подкатегория «С1»
Выдается одновременно с «С». Разрешает управление среднетоннажными грузовиками массой 3,5−7,5 тонн, плюс прицеп весом до 750 кг.
Права категории «СЕ»
Оформляется для вождения грузовиков с тяжелым прицепом (от 750 кг). На нее придется поучиться, причем на курсы возьмут только водителя с правами «С», полученными не позже чем 1 год назад. Категорию «СЕ» нельзя получить раньше 19 лет.
В процессе обучения ученик получит знания о техническом устройстве прицепов и освежит в памяти Правила движения. Помимо теории, на экзамене придется показать свое умение водить грузовик с прицепом: подняться на эстакаду и спуститься с нее, развернуться, проехать по городу.
Подкатегория «C1E»
Дает право управлять средними грузовиками (3,5−7,5 тонн) с прицепом тяжелее 750 кг. Общая масса автомобиля, с учетом прицепа, не должна превышать 12 т.
Оформляется после сдачи экзамена. Для получения требуется водительское удостоверение категории «С», полученное не позднее чем за год до начала обучения на «C1E».

Категория «D»
Водитель с таким удостоверением уполномочен водить средние и большие пассажирские автобусы, с количеством сидячих мест от восьми. При необходимости разрешается цеплять небольшой прицеп (до 750 кг).
Чтобы начать обучение, нужно иметь права категории «В» или «С», и водительский стаж минимум 3 года. Минимальный допустимый возраст получения — 21 год. Исключение делается для военнослужащих: в армии они могут пройти обучение и получить права категории «D» начиная с 19 лет. Правда, водить они смогут только автобусы, принадлежащие Вооруженным силам.
Подкатегория «D1»
Открывается одновременно с «D». Позволяет управление автобусами среднего размера (8−16 сидячих мест, общая масса не превышает 12 т). Таким образом, по своему функционалу «D1» более узкая, чем «D», и по сути «D» ее дублирует.
Категория «DE»
Предназначена для вождения сочлененных автобусов (всем известной «гармошки») и обычных автобусов с большим прицепом (более 750 кг).
Сочлененный автобус справедливо считается самым сложным в управлении среди колесных транспортных средств: длинный, неповоротливый, а от мастерства водителя зависят жизни многих людей. Поэтому, чтобы открыть «DE», требуется минимум год опыта вождения автобуса. Опыт подтверждается наличием категории «D», выданной не позднее чем за 12 месяцев до оформления «DE».
Подкатегория «D1E»
Открывается в дополнение к «DE», одновременно с ней. Позволяет водить автобус среднего размера с прицепом массой от 750 кг.

Специализированные категории водительских прав (Tm, Tb)
Предназначены для водителей общественного транспорта: трамвая («Tm») и троллейбуса («Tb»). Обучение для присвоения этих категорий проводят трамвайные и троллейбусные парки, своими силами. Учеба занимает 6 месяцев, принимают лиц старше 21 года, у которых уже есть права категории «В», «С» или «D», выданные не менее года назад.
Как понять, к какой категории отнести транспортное средство
Категория ТС обязательно указывается в документах: свидетельстве о регистрации (СТС) или в паспорте (ПТС). Это одна из причин, почему ГАИ просит предъявить документы на автомобиль при остановке: инспектор сверяет категорию автомобиля с разрешениями в ВУ.

Штрафы за управление транспортом без соответствующей категории
К управлению автомобилем, если у вас не открыта на него нужная категория, закон относится очень сурово. Такое нарушение приравнивается к вождению без водительского удостоверения и карается штрафом в сумме от 5 000 до 15 000 рублей. Транспортное средство при этом изымается на штрафстоянку, так что добавьте к сумме штрафа услуги эвакуатора.
Как получить новую категорию прав
В большинстве случаев для этого придется отучиться в автошколе. Занятия предстоят не только практические, но и теоретические. На них изучается устройство новых видов транспорта и особенности ПДД, с ними связанные. В частности, будущие водители грузовиков должны знать всё про осевую нагрузку.
Какие категории прав подходят для вождения ТС других типов
Новая категория водительских прав чаще всего открывается после полного курса обучения теории и практике, а также сдачи экзаменов. Но есть несколько исключений.
- ВУ категории A автоматически дает право на управление ТС типа M, A1 и B1.
- ВУ категории B позволяет водить ТС подкатегорий M и B1.
- ВУ категории C позволяет водить транспорт типа M и C1.
- ВУ категории D позволяют управлять также ТС типа M и D1.

История водительских прав в России и мире
Самый первый автомобиль появился на дороге в 1885 году; его построил немецкий инженер Карл Бенц. Техническая новинка быстро приобрела популярность, и возникла потребность как-то проверять, кто же садится за руль и носится по дорогам с бешеной скоростью 40 километров в час. Так родилась идея водительских прав; первое разрешение на управление транспортным средством с мотором было выдано во Франции в 1893 году.

В России водительские удостоверения вошли в обиход в 1900 году. На них уже тогда была фотография! Чтобы получить удостоверение, требовался экзамен. Правил дорожного движения, какими мы их знаем теперь, тогда не существовало, и автомобилист демонстрировал знание города, в котором ездил, и умение управлять транспортным средством.
После революции в стране какое-то время использовалась старая форма удостоверений, пока Совет народных комиссаров не ввел новое «Свидетельство на право управления экипажем» в 1923 году. В нем уже было три категории, но различались они не по типам транспортных средств, а по уровню опытности водителя. Чтобы получить третью, высшую категорию, требовался водительский стаж не менее 6 лет и навыки ремонта автомобилей.
Только в 70-х годах прошлого века категории начали играть роль разрешения на управление определенными типами транспортных средств. Сначала их было 5, потом 9, а в 2014 году стало 16.
Серия масштабных изменений случилась с водительскими удостоверениями в 2023 году. С обратной стороны исчез штрихкод, поменялся порядок предоставления некоторых документов.
Водительские удостоверения, чей срок действия закончился в 2023 году, можно не менять: они автоматически продлеваются на 3 года. Новый пластик понадобится только водителям, выезжающим за границу.

Вопросы и ответы
Отвечаем на наиболее часто возникающие вопросы:
1. Почему убрали категорию «Е»?
Категория «Е» никогда не была самостоятельной. Она позволяла водить транспортное средство с тяжелым прицепом, но действовала только в связке с другой категорией: «В», «С» или «DE». Формально была возможна ситуация, когда, получив категорию «Е» в дополнение к «В», а впоследствии оформив категорию «С», водитель автоматически получал возможность управлять грузовиком с прицепом, хотя никогда этому не учился. Поэтому в 2013 году «Е» разделили по видам автомобилей: на категории «BE», «CE», «C1E», «D1E». Теперь в каждой категории нужно отдельно подтверждать умение управляться с прицепом.
С какого возраста можно получить водительское удостоверение?
Раньше всего можно получить права категории «М» и «А1»: с 16 лет.
С 18 лет можно открыть категории «А», «В» и «С» с подкатегориями «В1» и С1«. Чтобы открыть категории “BE” и “CE”, нужно не менее года водительского стажа. Поэтому минимальный возраст их получения — 19 лет.
Категории «D», «Tm», «Tb» и подкатегорию «D1» открывают с 21 года. Тут, однако, есть исключения. Во время службы в армии можно получить категорию «D» или «D1» с 19 лет. Однако, пока водителю не исполнится 21 год, он имеет право водить только автомобили Минобороны.

Как понять, какие категории прав открыты?
Для этого нужно посмотреть на обратную сторону карточки водительского удостоверения. Там вы найдете таблицу с буквенными обозначениями всех категорий и подкатегорий. Если в соответствующей графе напротив категории стоит срок действия, значит, водитель может водить транспортное средство соответствующего типа. При этом графа с датой открытия может пустовать, если водитель открыл категорию до 2014 года.