Более 50% марок авто из Китая основаны меньше восьми лет назад

Статистика наглядно демонстрирует, как быстро развивается китайский автопром и почему ему по-прежнему могут понадобиться десятки лет на то, чтобы достичь уровня именитых западных брендов с историей

Компания JATO Dynamics, занимающаяся исследованиями в области автомобильного бизнеса, подготовила любопытный анализ развития китайской автоиндустрии. Сейчас в Китае представлено аж 99 автомобильных марок, которые входят в состав 40 материнских компаний, хотя в начале XXI века в Поднебесной работали только 25 местных брендов. Откуда такой рост?

В период с 2001 по 2010 год китайский рынок пополнился 14 новыми марками — даже кризис 2008 года не повлиял на динамику образования новых брендов. Пока европейские и американские автопроизводители сокращали свои подразделения (концерну General Motors, который с конца девяностых до 2010-го потерял пять брендов из девяти, вообще пришлось пройти через процедуру банкротства), китайцы продолжали расширять свои модельные ряды, которым как будто уже не хватало исходных брендов.

В табличке ниже приведена динамика появления новых китайских автомобильных марок по годам:

Статистика учреждения китайских брендов по годам
Источник: Motor1.com

Каждая новая марка была организована под аудиторию, которая, как считали руководители автогигантов, еще не была охвачена. Однако зачастую машины под новыми брендами оказывались абсолютно идентичны исходным старым моделям с технической точки зрения — и в случае неудачи новообразованные подразделения попросту закрывали через год-другой. В подобных ситуациях затраты на создание этих новых марок были практически минимальными по меркам индустрии, однако с широким портфолио брендов материнская компания выглядела солиднее, даже несмотря на то, что богатый на первый взгляд ассортимент представлял собой лишь иллюзию выбора.

Но руководителей компаний с растущими доходами это не останавливало — с 2011 по 2015 год свет увидели уже 12 новых брендов: Maxus, Beijing Auto (у нас эти машины скоро начнут продавать под именем материнского концерна BAIC), VGV, Haval, Xpeng, Nio, Cowin (после неудачного старта его переименовали в Kaiyi), Hozon, Leap Motor, Weltmeister, Enovate и Li Auto. Почти столько же, сколько за предыдущее десятилетие! Но дальнейший рост оказался еще более бурным — и на этот раз роль сыграли более простые в разработке и дальнейшем производстве электромобили, которые уже потихоньку становились массовыми. Китайское правительство тоже внесло свою лепту в виде госсубсидий для производителей экологически чистого транспорта.

С 2016 года по сегодняшний день в Китае были учреждены 50 новых марок, а их общее число в стране достигло 99. Статистика ошеломляющая: 58% действующих китайских брендов были образованы менее десяти лет назад! Но суммарные объемы продаж, можно сказать, даже соответствуют такому беспорядочному размножению автомобильных марок — китайский рынок занимает первое место в мире по этому показателю, реализуя примерно по 25 миллионов машин ежегодно. Это 32% от мировых продаж, то есть каждая третья выпущенная машина сегодня находит покупателя именно в Поднебесной — примерно та же доля приходится на США, Японию, Индию и Германию вместе взятые.

В других странах динамика совсем иная: автопроизводители концентрируются на уже действующих брендах, работая над их имиджем и проводя работы над поиском общего корпоративного стиля. Хотя за последние восемь лет дебютанты за пределами Китая оказались довольно яркими — корейский Genesis, шведский Polestar (хотя к нему тоже приложила руку компания Geely), французские Alpine и DS, испанская Cupra… А в Поднебесной уже с начала января было представлено шесть новых марок, еще как минимум три увидят свет до конца года. Но кто станет сотым?

Сергей Хлопунов