Выбирать велосипед стоит в зависимости от того, где планируете кататься: есть простые в управлении варианты для города, скоростные для шоссе и горные — не такие быстрые, но способные проехать почти везде. Также нужно ориентироваться на рост и вес, от которых, в свою очередь, зависят нужный размер колес и рамы. РБК Life разобрался во всех нюансах и подготовил актуальную инструкцию, как выбрать велосипед подростку и взрослому в 2023 году.
Какие бывают велосипеды
Перед покупкой стоит хотя бы приблизительно представить, где и как вы планируете использовать велосипед, и затем приобрести либо универсальный вариант, либо модель под особый стиль катания, но с преимуществом перед другими байками.
Горный велосипед
Горные велосипеды предназначены для катания по бездорожью — у них прочная рама и вилка, толстые покрышки, которые не порвутся от езды по щебенке, агрессивная посадка, при которой велосипедист наклонен вперед. Плюс такого варианта в том, что он проедет буквально везде — от песка до шоссе. Как правило, у горного велосипеда много скоростей, что позволяет регулировать усилия — например, чаще, но легче крутить колеса и спокойно взбираться в горку.
Новички обычно берут хардтейл-велосипеды, у которых амортизатор находится над передним колесом. В отличие, например, от двухподвесных велосипедов, где амортизаторы располагаются над двумя колесами сразу. На последних удобно проходить экстремальные трассы, но рама у них тяжелее.
Горные велосипеды можно назвать универсальными: несмотря на то, что предназначены они для бездорожья, именно на них проще запрыгнуть на бордюр, объехать яму на дороге, резко затормозить или преодолеть затяжной подъем в гору. Но разгоняются эти велосипеды сложнее, чем городские. К тому же они не так комфортны: за счет высокой посадки новичку будет сложнее поставить ногу при остановке, а сидение, вероятно, будет натирать в первые пару поездок. Велосипед еще и довольно тяжелый для новичка — в среднем это 12−16 кг.
Чуть больше — 15−20 кг — весит фэтбайк, горный велосипед с толстыми колесами. Если у обычного горного байка ширина покрышки в среднем 2−2,5 дюйма, то у этого — 3,5−5 дюймов. Ехать на таком велосипеде тяжело, но за счет низкого давления в шинах он отлично подходит для сложных дорожных условий — песка, рыхлого снега, поля с густой травой. В общем, едет медленно, но везде. Новичкам вряд ли стоит рассматривать.
Городской велосипед
Городской велосипед — это условное обозначение сразу нескольких типов велосипедов, которые предназначены для спокойной и легкой езды по асфальту:
- Складные велосипеды — небольшая рама и колеса, у некоторых моделей можно сложить даже высокий руль. Удобно перевозить в общественном транспорте или машине. Легкие — 7−10 кг.
- Классический городской велосипед — колеса большие, но конструкция у рамы облегченная, верхняя часть ниже, чем у других типов велосипедов. Удобно заносить в квартиру, весит легче, чем горные модели. Весит в среднем 12−13 кг.
- Круизер — велосипед с широкими покрышками и изогнутой вверх рамой, довольно массивный, с ретро-дизайном. Может быть высоким и тяжелым, 12−15 кг.
Городские велосипеды, особенно складные и классические, отлично подходят для передвижений по асфальту — например, проехаться в легком темпе до работы и обратно, покататься на ровной набережной. Но хорошенько разогнаться или запрыгнуть на бордюр на них будет проблематично — они едут не так устойчиво, как горные модели, а прыжками легко повредить раму и колеса. По грунту и песку на таком байке ездить и вовсе опасно — амортизации почти нет, можно разбить колени и локти.
Шоссейный велосипед
Шоссейные велосипеды также по ошибке называют спортивными. Именно на них проходят массовые гонки по асфальту, но никто не мешает вам ездить на «шоссейнике» в неспешном темпе.
Особенность этого вида байков — быстрый разгон и хороший накат, на таком даже новичку несложно достичь скорости 40−45 км/ч. Весят «шоссейники» 6−9 кг, у них удобный, загнутый вниз руль. На этом плюсы заканчиваются.
Ездить на «шоссейнике» можно только по асфальту — даже грунтовка повредит колеса, а неудачный прыжок и вовсе может закончиться сломанной рамой. Без подготовки ездить на шоссейном велосипеде неудобно — посадка должна быть строго горизонтальной. Вряд ли порадует и жесткое спортивное седло.
Трюковые велосипеды
Трюковые велосипеды, или BMX (Bicycle MotoX / Motocross) отличаются небольшим размером рамы и диаметром колес, низко опущенным сидением. Велосипед маневренный, но спокойно ехать на нем некомфортно — на таких байках не сидят, а прыгают и балансируют. Есть разновидности для прыжков с большой высоты. Весят 9−12 кг.
Как подобрать размер велосипеда по росту
Если взять слишком маленький велосипед, будут мешать колени, слишком большой — начнет болеть спина, ведь придется прилагать усилия, чтобы держать руль. Чтобы подобрать вариант, на котором действительно будет комфортно и безопасно ездить, нужно в положении стоя отмерить расстояние между верхней дугой рамы и пахом — там должна свободно проходить ладонь.
Ориентироваться можно на размеры рамы, указанные производителем. Обычно под этим параметром понимают расстояние между креплением сидения и местом, где крутятся педали, — осью каретки, рассчитываемое в дюймах. Также встречается обозначение латинскими буквами — XS, S, M, L, XL, XXL. Для удобства можно воспользоваться следующим соотношением:
Рост | Размер рамы в дюймах | Размер латиницей |
---|---|---|
130−155 см | 13−14 дюймов | XS |
145−165 см | 15−17 дюймов | S |
155−175 см | 17−19 дюймов | M |
175−185 см | 19−20 дюймов | L |
180−195 см | 21−22 дюйма | XL |
190−205 см | 23−24 дюйма | XXL |
Размерная сетка приблизительная: так, человек с ростом 180 см может использовать велосипед с рамой 19−22 дюйма. Дело в разном анатомическом строении: у кого-то из нас ноги длиннее, у кого-то короче при одинаковом росте. Если вы впервые подбираете велосипед, лучше попросить у продавца разрешения проехать на нем хотя бы несколько метров — и оценить, не задевает ли рама паховую часть, когда вы садитесь на байк или с него слезаете, удобно ли перемещать ногу с педали на землю. Обычно можно сделать небольшую подстройку, отрегулировав высоту седла, но, если велосипед будет слишком большим, есть риск получить травму от удара об раму.
Также в зависимости от роста подбираются колеса велосипеда. Обычно этот показатель сбалансирован — вы едва ли найдете велосипед с большой рамой и при этом маленькими колесами. Но можно ориентироваться на следующий список:
- до 16 дюймов — детские велосипеды;
- 20 дюймов — тоже детские, но встречаются и у BMX-моделей;
- до 24 дюймов — подростковые или складные городские велосипеды;
- 24−27,5 дюйма — стандартные взрослые велосипеды, подходят для людей небольшого и среднего роста;
- 28−29 дюймов — «шоссейники» или горные велосипеды для высоких людей.
Еще стоит присмотреться к шинам — чем они толще, тем больше сопротивление, то есть ехать будет сложнее. Но и управлять велосипедом с толстыми шинами проще. Плюс нужно обратить внимание на протекторы: полностью гладкие подходят для шоссейных гонок, агрессивные же шипы будут снижать скорость на асфальте, но необходимы для езды по бездорожью.
Как подобрать велосипед по весу
Максимальный вес велосипедиста производитель указывает в инструкции, та же информация есть и в описании байка в интернет-магазинах. Как правило, предельный вес зависит от размера рамы и типа велосипеда — 20-дюймовый городской выдерживает около 90 кг, 24-дюймовый горный справится и со 110 кг.
Исключение — шоссейные велосипеды: предельный вес на них не указывают — вероятно, из-за спортивной направленности таких байков. Однако руководствоваться можно тем же принципом: верхняя плашка для взрослых — около 90−100 кг.
Как подобрать велосипед по материалу
От материала рамы зависит прочность, цена и удобство управления велосипедом.
Алюминиевый сплав
Из алюминия сейчас делают большинство недорогих велосипедов — он легкий, мало подвержен коррозии, достаточно жесткий, чтобы преодолеть даже бездорожную местность.
Есть и минусы — рама из алюминия быстрее изнашивается. Однако заметить это можно только при активном катании. Если вы планируете выезжать по выходным на маршрут протяженностью 50−100 км, то такая рама без проблем прослужит пять — десять лет. Если же в планах 300−500 км в неделю в сложных дорожных и погодных условиях, то лучше выбрать велосипед из другого материала.
Сталь
Отличное недорогое решение для велосипедов, которые будут преодолевать бездорожье, грязь, песок и разные температурные режимы. Проще говоря, если собираетесь гонять по лесам и полям, в том числе в дождь, и хочется сэкономить, стоит взять стальную раму. Главный минус такого велосипеда — он тяжелее, чем другие модели.
Карбон
Очень легкий, отлично гасит вибрации. Если до этого вы катались на стальной или алюминиевой раме, то в первую поездку на карбоне будет казаться, словно велосипед летит — можно прилагать меньше усилий, а получить скорость и разгон больше.
Минус карбоновых рам — цена: такие велосипеды в несколько раз дороже. А еще хрупкость: обычно карбоновые рамы делают на шоссейных моделях, которые предназначены для ровного асфальта.
Какой марки велосипед купить
В интернет-рейтингах лучших велосипедных брендов, как правило, оказываются известные лидеры рынка с дорогостоящими моделями. Однако новичкам вряд ли стоит советовать байк стоимостью в несколько сотен тысяч рублей — это тоже самое, что убеждать купить в качестве первой машины гоночную Ferrari. Лучше определиться с верхней границей бюджета и найти велосипед среди популярных моделей: такие и купить проще, и запчастей для них в сервисных центрах предостаточно.
- Бюджетный велосипед. В ценовом диапазоне до 20 тыс. руб. стоит присмотреться к Stels. Довольно надежные велосипеды со стальными рамами, которые отлично подходят для первых спокойных поездок даже по пересеченной местности.
- Средний бюджет. В этой ценовой категории от 20 до 40 тыс. руб. можно найти большие горные велосипеды на алюминиевом сплаве, например Welt. На таком можно немного попрыгать по бордюрам и кочкам, смело ехать в грязь и разогнаться с горки.
- Выше среднего. Если готовы потратить на покупку от 60 до 80 тыс. руб., то присмотритесь к велосипедам Scott и GT. Это известные марки, у которых есть модели как для простого катания, так и более профессиональные. За эту сумму вы получите отличный скоростной велосипед из алюминия с прочными колесами и большой проходимостью.
Деление брендов по бюджету и популярности условное. Например, у бюджетных Stels или Forward есть карбоновые модели стоимостью около 100 тыс., что нельзя назвать недорогим велосипедом. Однако аналогичный карбоновый «шоссейник» от Scott будет стоить уже 300−400 тыс. руб.
Если вы планируете приобрести первый велосипед, выбирайте простые горные или городские модели. Они довольно маневренные, позволяют понять, какие эмоции вы сможете получать от поездок и какой стиль катания вам подходит. Уже затем стоит задуматься в пользу более профессиональных вариантов. У опытных райдеров, как правило, несколько велосипедов: для дальних поездок покупают туристические горные модели, для экстрима — «шоссейники» или дорогие прочные горные модели, а некоторые и вовсе понимают, что им больше нравится прыгать, а не ехать по ровной поверхности, — и выбирают BMX.
Дмитрий Кузьмин