«По прошествии трех месяцев со дня начала срока действия заключенного на один год договора обязательного страхования страхователь вправе в письменной форме заявить страховщику о сокращении срока действия данного договора до фактически прошедшего. В этом случае страховщик в срок до трех рабочих дней возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования», — говорится в тексте законопроекта.
Действующее законодательство позволяет автовладельцу заключить договор ОСАГО с учетом ограниченного использования транспортного средства в течение трех и более месяцев в году. Однако страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется по особой формуле и фактически делает приобретение такого полиса невыгодным для страхователя, отмечает автор законопроекта, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов.
По его мнению, невозможность восстановительного ремонта транспортного средства по ОСАГО, минимальные денежные выплаты, которых не хватает на восстановление автомобилей, делают затруднительным возвращение к эксплуатации до 2 млн транспортных средств в год. Кроме того, ежегодно тысячи автовладельцев лишаются права на управление транспортным средством, водительское удостоверение может быть аннулировано по решению суда из-за медицинских противопоказаний.
«Во всех этих случаях фактически транспортное средство использоваться не может, риск ДТП отсутствует. В таких ситуациях необходимо дать гражданам возможность сокращать срок действия полиса ОСАГО вплоть до минимальных трех месяцев», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Вице-президент НАС Антон Шапарин, участвовавший в разработке законопроекта, отметил, что сейчас автовладелец фактически не может расторгнуть договор по собственному желанию в двух случаях. В первом — если он остается собственником машины, но не может ее отремонтировать из-за отсутствия запчастей. Во втором — если он был лишен водительских прав.
«Сейчас ОСАГО меньше чем на год рассчитывается по завышенному тарифу. Полис на три месяца стоит ненамного дешевле, чем на год. Предлагаем сделать тариф стандартным: временные полисы сильно подешевеют, что повысит их привлекательность», — рассказал «Известиям» Антон Шапарин.
Документ направлен в правительство на получение отзыва.
16 февраля в Российском союзе автостраховщиков сообщили, что в прошлом году по судебным решениям, связанным с ОСАГО, страховые компании выплатили 7,68 млрд рублей.