Счетная палата (СП) обнародовала результаты проверки расходования средств на строительство автодорог, входящих в маршрут Европа—Западный Китай. Среди прочих проблем документ описывает ситуацию с транспондерами — устройствами для списания денег со счета пользователя платных дорог.
Эти устройства, напомним, позволяют проехать пункт взимания платы (ПВП) без остановки. А на дорогах с системой «Свободный поток» (ЦКАД, участки М-12 и Московский скоростной диаметр) уже нет и ПВП: деньги списываются автоматически с помощью системы камер. При этом на ряде трасс транспондеры позволяют получить скидку к базовому тарифу. В обороте, по оценкам СП, у граждан 3,5 млн устройств разных эмитентов.
«В связи с введенными санкциями поставки транспондеров и антенн DSRC в Россию были приостановлены, — говорится в отчете СП. — Отдельные европейские производители отказались от заключения новых контрактов (норвежский Q-Free, австрийский Kapsch), некоторые производители выразили потенциальную готовность (к поставкам. — “Ъ”), но ожидают отмены ограничений и решения вопросов по логистике (французский Gea)». В августе 2022 года, согласно данным СП, запасы транспондеров закончились. Однако в сентябре «Автодор» сумел получить часть новых устройств по действующим договорам с европейскими партнерами, этого хватит до апреля.
Между тем спрос на транспондеры продолжает расти. Так, в конце года откроется движение по всей трассе М-12: по оценкам «Автодора», 70% пользователей трассы понадобятся такие устройства. Если в среднем в месяц продается 15 тыс. устройств ежемесячно, то весной и летом спрос вырастает в три—пять раз, прогнозируют в компании.
Из материалов СП следует, что ООО «РД Групп» (Санкт-Петербург) получило грант Агентства по технологическому развитию по созданию отечественной микросхемы ASIC (центральная часть европейского транспондера), но появится она не раньше 2024 года, пишут аудиторы. В «РД Групп» и агентстве на запросы «Ъ» вчера не ответили. Обуховский завод (входит в концерн «Алмаз-Антей»), компании Sorb Engineering и Fort Telecom создали устройства с помощью «гибридной технологии» на базе существующих деталей, продолжают в СП. Речь идет о применении простых радиокомпонентов — диодов, транзисторов
«Гибридная» технология является «более дорогостоящей, но допустимой на переходный период», констатируют аудиторы. Себестоимость может быть заметно выше, поскольку российские компоненты дороже зарубежных, пояснил «Ъ» руководитель контрактной разработки и производства компании ГАОДИ Николай Александров. «Наши транспондеры получились по цене сопоставимыми с зарубежными аналогами», — заверил «Ъ» Владимир Макаренко из Fort Telecom. Отметим, транспондер T-pass сейчас стоит 3−3,5 тыс. руб. в официальном магазине «Автодора», на маркетплейсах («Яндекс. Маркет», Ozon) цена достигает 5 тыс. руб.
«Автодор» временно ограничил продажу транспондеров: их можно приобрести лишь в центрах обслуживания ООО «Автодор-Платные дороги» («дочка» госкомпании), интернет-магазине или на сайтах некоторых «сетевых партнеров».
Это сделано «для поддержания предложения в зоне притяжения М-12», пояснили «Ъ» в госкомпании. Там добавили, что уже заключены четыре контракта с российскими производителями, один из них выйдет на промышленное производство уже в апреле-мае. «Стоимость для конечного пользователя будет варьироваться от 3 тыс. до 6 тыс. руб. за штуку, линейка будет включать в себя несколько серий — от стандартных устройств до лимитированных и премиальных, — заявили “Ъ” в госкомпании. — Западные производители создавали, оттачивали и оптимизировали свои технологии и производства десятилетиями. Российские производства только начинают этот процесс и со временем также смогут существенно снизить себестоимость производства, что, в свою очередь, положительно скажется на отпускных ценах».
В 2023 году «Автодор» планирует распространить 530 тыс. транспондеров, к концу года на складах останется 362 тыс. устройств. «В этот остаток заложены риски возможных недопоставок в связи с изменяющимися условиями, например ужесточение западных санкций», — заверили «Ъ».
В Северо-Западной концессионной компании (СЗКК, оператор подмосковного участка трассы М-11) «Ъ» заявили, что обладают запасами транспондеров на год и озабочены поиском новых поставщиков. «В данный момент спрос удовлетворяется в полном объеме, запас устройств имеется, — рассказали “Ъ” в компании “Магистраль Северной столицы” (оператор Западного скоростного диаметра). — Мы ведем активную работу над вариантами дальнейшего пополнения склада, включая переговоры с зарубежными поставщиками и потенциальными российскими производителями. С учетом изменения поставщиков и логистических схем рост стоимости устройств очевидно вероятен».
«Разработка ASIC и доводка может занять до двух лет, — говорит Николай Александров из ГАОДИ. — Одновременно надо заниматься организацией производства микросхем. Насколько мне известно, у нас нет сейчас свободных мощностей, их подготовка может занять около трех лет. Можно, конечно, организовать производство в Китае и сделать это достаточно быстро».
Ранее, напомним, пользователи столкнулись с нехваткой зарубежных чипов и в других отраслях. В феврале 2023 года, сообщал «Ъ», власти приостановили выдачу биометрических загранпаспортов: зеленоградский «Микрон» не успевает в срок производить нужное количество микрочипов.
Иван Буранов, Никита Королев