Эксперты агентства «Автостат» провели исследование отечественного рынка и назвали автомобили, которые пользовались популярностью на протяжении минувших 20 лет. Что же это за автомобили и каким тиражом они разошлись?
Lada Granta
Из-за антироссийских санкций многие иностранные производители ушли с отечественного рынка, производство машин сократилось, из-за чего конкуренция ослабла и бренд Lada стал фактически безальтернативным лидером.
Lada Granta в 2022 году в разных вариациях разошелся тиражом почти в 88 тысяч машин, что составляет чуть более 14% от общего объема рынка. По информации «Автостат», каждый седьмой купленный новый легковой автомобиль в 2022 году был «Грантой». Таким образом, машина превратилась в абсолютного лидера.
Хотя и в прошлые годы модель пользовалась уважением россиян. Так, Lada Granta лидировала в 2013—2015 годах, а также и 2019−2020 годах. В те годы она продавалась в количестве 120−160 тысяч штук в год. Техническая начинка машины за это время почти не изменилась. Granta комплектуется 1,6-литровыми моторами мощностью 87 л. с., 98 л. с. и 106 л. с., а также 5-ступенчатыми коробками передач. Раньше был еще и 4-ступенчатый автомат. Привод только передний.
ВАЗ 2107
В начале 21 века на отечественном рынке были другие лидеры. Абсолютным бестселлером тех лет был ВАЗ 2107. Эта машина в 2003—2004 годах лидировала на рынке и продавалась в количестве 240 тысяч штук в год. Модель занимала первую строчку среди самых продаваемых автомобилей в 2007—2008 годах. Причиной тому высокие потребительские качества и низкая цена. Всплеск продаж в 2008 году был связан с запуском программы льготного кредитования и обновления автопарка. Благодаря государственной субсидии в 50 тысяч рублей автомобиль превращался в самое выгодное предложение. В 2007—2008 годах было продано 209 и 186 тысяч «семерок».
Lada Samara
В 2005—2006 годах эта модель продавалась в количестве 238 и 198 тысяч автомобилей в год. При этом машина занимала 16,4% рынка. В те годы развитого иностранного автопрома в России еще не существовало, из-за чего автомобиль не испытывал серьезной конкуренции. Кроме того, в середине десятилетия начали действовать запретительные меры по ввозу подержанных автомобилей из-за границы. Машины в последние годы комплектовались 1,6-литровыми 81-сильными моторами и 5-ступенчатыми механическими коробками.
Lada Priora
С наступлением экономического кризиса продажи машин в России резко рухнули и произошла трансформация рынка. Кроме того, вступили в силу новые экологические требования и старые модели были сняты с производства. В 2009 и 2012 годах лидерство в России захватили новые Lada Priora, которые продавались в количестве 100 тысяч машин в год, а их сегмент рынка составлял 7,3%. На смену старому 8-клапанному мотору мощностью 80 л. с. пришел 16-клапанный мощностью 98 л.с., а затем к ним добавился агрегат нового поколения с облегченной шатунно-поршневой группой и мощностью 106 л. с. Эти двигатели рассчитывались уже на экологический стандарт Евро-3 и комплектовались немецким впрыском Bosch.
Lada Kalina
В 2011 году лидером стала Lada Kalina, которая захватила 5,8% рынка. Конкурентов в те годы прибавилось многократно и в общем объеме продаж иномарки захватили лидерство по сравнению с продукцией АвтоВАЗа. Между тем ее годовой объем продаж превышал 143 тысячи машин. «Калины» продавались с новым 16-клапанным двигателем объемом 1,4 литра, а в сентябре 2007 года АвтоВАЗ приступил к выпуску модели с АБС.
Hyundai Solaris, Kia Rio и Lada Vesta
В 2016−17 годах произошла очередная смена лидера. На этот раз покупатели отдали предпочтение корейским бестселлерам Hyundai Solaris и Kia Rio, которые мало чем отличались друг от друга. Под капотом той и другой моделей стояли одинаковые 1,4- и 1,6-литровые бензиновые моторы, совмещенные с механическими или автоматическими коробками. Solaris и Rio строились на одной платформе и продавались в эти годы в количестве 90 тысяч в год каждая. А в 2018 и в 2021 годах их обошла близкая по духу Lada Vesta, которая стоила почти столько же, но была немного дешевле в обслуживании. Объемы продаж превышали 100 тысяч экземпляров. Под капотом Vesta устанавливались 1,6-литровые бензиновые двигатели, которые комплектовались старыми 5-ступенчатыми механическими коробками, а затем и японскими вариаторами.
Владимир Гаврилов