Впервые об устройствах, способных определить уровень содержания алкоголя в крови водителей, задумались в США – бурная автомобилизация привела к росту «пьяных» ДТП. Первые образцы появились там еще в 1930-х годах (самым известным был прибор Drunkometer), но они могли определить лишь факт наличия спирта в выдыхаемом воздухе, а не его количество. Этанол, являясь веществом летучим, попадал из крови в легкие через альвеолы, поэтому его легко было обнаружить с помощью химической реакции. Тестируемый дул в трубочку, надувая шарик, который менял цвет, если человек находился в состоянии опьянения. Разумеется, о какой-либо точности определения можно было и не мечтать, да и сами приборы были громоздкими – к шарику прилагался большой ящик с реагентами.
С аналогичной проблемой столкнулись и в Европе, которая после Второй мировой войны переживала рост автопарка. В 1953 году в Германии впервые определили уровень содержания алкоголя в крови 1,5 промилле как абсолютно неприемлемый для управления машиной. Тогда же дыхательную «трубочку» Alcotest представила немецкая фирма Draeger, а годом спустя американский изобретатель (и попутно – капитан полиции) Роберт Франк Боркенштейн выпустил свой Breathalyzer. Они были портативными, поэтому могли использоваться прямо на дорогах.
Впрочем, по принципу действия они не слишком-то отличались от моделей 1930-х годов – для определения наличия этанола использовались химические реагенты (как лакмусовая бумажка). Приборы были неточными, а их показания зависели от температуры воздуха и других факторов. И это создавало сложности в условиях постоянно снижающегося законного порога содержания алкоголя в крови – многие водители попадали под штрафы ни за что.
Технологии развивались, а главным толчком стало появление электрохимических датчиков, которые могли точно определить количество этанола и делали это быстро. Кроме того, такие алкотестеры были многоразовыми. В СССР и России трубки Мохова-Шинкаренко (откуда и появилось выражение «дунуть в трубочку») продолжали использовать вплоть до 2000-х годов, но сейчас все экипажи ДПС оснащены сертифицированными профессиональными измерительными комплексами, подключенными к принтеру.
Какие алкотестеры сейчас продаются?
Для самостоятельного контроля, конечно, не нужен комплекс с сертификатом и принтером, но брелок за 500 рублей, который не имеет дисплея и может лишь показать превышение определенного уровня контрольной лампой, выбирать не стоит. Модели с полупроводниковыми датчиками не отличаются точностью измерений, поэтому излишнее доверие к их показаниям может привести к неудачному общению с сотрудниками ГИБДД.
К разумному компромиссу можно отнести модели с электрохимическими датчиками. Приборы начального уровня со съемными мундштуками и экраном, на который выводится точное содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе, стоят порядка 3-5 тысяч рублей. Они рассчитаны на личное использование водителями, которые хотят удостовериться, можно ли им уже садиться за руль.
Профессиональные алкотестеры стоят уже десятки тысяч рублей. Они могут использоваться, например, для контроля водителей в автопарках перед выходом на линию, потому что их датчик (он бывает либо электрохимическим, либо спектрофотометрическим) рассчитан на проведение множества измерений за один день, да и сам он служит дольше. Кроме того, при наличии сертификата и документов о поверке, его показания будут иметь юридическую силу.
Есть и стационарные алкотестеры, которые устанавливаются на предприятиях для контроля персонала. Проходят проверки летчики, машинисты и другие люди, управляющие средствами повышенной опасности или работающие на сложных производствах.
Нужно ли обслуживать алкотестер?
Прибор недостаточно просто купить один раз и пользоваться им всю жизнь – у датчика есть «срок годности» в виде количества измерений. У базовых моделей с электрохимическим сенсором он составляет порядка 300-500 раз (обычно это указано в инструкции), после чего устройство нужно везти на калибровку (фактически, это замена датчика).
Профессиональные алкотестеры служат дольше и рассчитаны на большее количество измерений, но для сохранения юридической силы результатов тестов им необходимо проходить поверки с выдачей соответствующего сертификата.
Продлить жизнь персональному алкотестеру легко, если соблюдать ряд правил – не проводить измерения в момент приема алкоголя (например, чтобы выяснить в дружеской компании, кто пьянее всех) и не «дуть» в него слишком часто. Иначе в какой-то момент датчик выйдет из строя, а прибор начнет показывать нули, что может привести к неправильной оценке ситуации.
Напомним, что в России действует ограничение 0,16 мг/л в выдыхаемом воздухе. Да, можно спрогнозировать количество времени до полного выхода алкоголя из организма по специальным таблицам, но доверять им не стоит – у всех разный метаболизм и работоспособность внутренних органов, поэтому все слишком индивидуально. И именно алкотестер подскажет, можно ли уже садиться за руль. Впрочем, если на следующий день предстоит важная поездка, то лучше не пить вообще, чтобы обезопасить и себя, и окружающих.