Отставка «механики»: когда премиум отказался от третьей педали

Вспоминаем, когда S-класс, Cayenne, Range Rover и прочие представители премиум-сегмента лишились механической коробки передач — и ищем тех, кто еще держится за «трехпедальность», несмотря ни на что

Доля новых легковых автомобилей с механической коробкой передач на российском рынке опустилась ниже 50% еще семь лет назад. С тех пор она продолжала сокращаться, и с каждым годом «механика» все сильнее проигрывала «автомату». На каждый новый автомобиль с тремя педалями сейчас приходитится уже два двухпедальных.

slide image for gallery: 25961 | Lada Vesta SW

Российские покупатели стали чаще выбирать машины с «автоматом» не только потому, что наконец-то перестали бояться этих дорогих трансмиссий. Отчасти дело в том, что сами автопроизводители постепенно отказываются от «механики». Сейчас такие коробки остались, по большому счету, только в начальных комплектациях автомобилей среднего класса, а также у бюджетных малолитражек и у нескольких редких спорткаров — в этом экзотическом сегменте механическая трансмиссия по-прежнему пользуется пусть и невысоким, но довольно стабильным спросом.

Представительские автомобили

Mercedes-Benz S 280
BMW 728
Audi S8
Porsche Panamera

Когда «механика» начала исчезать с больших седанов премиум-сегмента? На знаменитом флагмане Mercedes-Benz S-класса версии с механической трансмиссией ушли в историю вместе с отставкой модели серии W140 — вплоть до 1998 года их ставили только на базовую версию с индексом S 280 в простеньких комплектациях. Компания BMW на седанах седьмой серии версии с третьей педалью предлагала до 2001 года (и то только на начальной модификации с индексом 728i), пока на смену модели E38 не пришла напичканная электроникой «семерка» E65.

А их конкурент в лице Audi A8 с «механикой» был доступен вплоть до 2002 года (последним в своем роде оказалось поколение D2), причем предлагали ее не только на базовом седане с мотором V6 объемом 2,8 литра, но и на спортивной модели S8. Но в гамме концерна Volkswagen была еще одна представительская модель, которая с механической коробкой передач продержалась аж до 2013 года, — Porsche Panamera. Правда, за первые четыре года выпуска модели (серийная Panamera дебютировала в 2009-м) таких машин с моторами V6 и V8 было продано менее 150 экземпляров по всему миру.

Кроссоверы и внедорожники премиум-класса

BMW X5
Range Rover Vogue
Porsche Cayenne
Mercedes-Benz ML

На рынке дорогих кроссоверов и внедорожников машины с тремя педалями тоже встречались нечасто. К примеру, Mercedes-Benz ML с механической трансмиссией был доступен только в самых простых версиях с рядными четырехцилиндровыми двигателями объемом 2,3 литра, а также с турбодизелями 2.7, которые выпускали до 2005 года. Или BMW X5 первого поколения, которые поставляли по всему мира с завода в США — с «механикой» их выпускали в небольших количествах до 2006 года, но у модели второго поколения «автомат» был уже в базовом оснащении. Британский Range Rover утратил «механику» еще раньше, после дебюта модели третьего поколения — последние внедорожники с заводским кодом P38A сошли с конвейера в 2001 году.

А вот Porsche Cayenne удивил: если модели первого поколения с «механикой» встречались, к примеру, в спортивном исполнении GTS и версии S Transsyberia, то их преемники с такой коробкой были доступны только в базовой версии с шестицилиндровым двигателем. Но выпускали такие машины аж до 2015 года! И с «механикой» базовый Cayenne в разгоне до 100 км/ч был даже на 0,3 секунды быстрее, чем аналогичная машина с опциональной восьмиступенчатой трансмиссией Tiptronic S (7,5 с против 7,8 с). Даже родственный Volkswagen Touareg со сменой поколения в 2010 году (одновременно с Audi Q7) остался исключительно с автоматическими коробками.

Кто еще предлагает машины с «механикой» в премиум-сегменте?

Cadillac CT5-V
Porsche 911 Carrera T
BMW M2
BMW M4

Механические коробки передач в классах машин, скажем так, выше среднего остались прерогативой спортивных автомобилей. Компания Porsche по-прежнему предлагает двухдверки 718 и 911 с тремя педалями для автомобильных энтузиастов. Американская марка Cadillac, которая в своей новейшей истории почти никогда не предлагала модели с «механикой», сейчас выпускает, например, спортивные седаны CT4-V и CT5-V Blackwing с такими коробками.

BMW выпускает младшие модели M2, M3 и M4 с «механикой» как дань традициям, хотя более крупным M5 и M8 положены только автоматические трансмиссии. И если баварцы обещают сохранить третью педаль до 2030 года, то Mercedes-Benz от «механики» практически полностью отказался — C-класс лишился ее в прошлом году, а младшие модели переднеприводного семейства остались один на один с роботизированными коробками в прошлом году.

Сергей Хлопунов