Куда пойти работать людоеду

Несмотря на успехи в борьбе с «оборотнями в погонах», большинство россиян по-прежнему негативно воспринимают деятельность ГИБДД. Своей репутацией гаишники обязаны в основном вымогательству и взяточничеству. Хотя некоторые считают их просто дурно воспитанными.


Так 34% респондентов полагают, что ГАИ справляется со своими обязанностями плохо, 32% поставили ей твердую «тройку», и лишь 10% считают, что эта служба работает хорошо. Остальные не смогли четко выразить свое отношение к ГАИ. При этом чаще других свое недовольство работой «гаишников» выражали представители так называемых «ресурсных слоев общества» – люди среднего возраста, респонденты с высшим образованием, жители Москвы и других российских мегаполисов. Социологи попытались также докопаться до причин любви или ненависти у тех опрошенных, кто хоть раз общался за последний год с сотрудниками ГАИ.

Примерно треть активных водителей (29%), объяснили свое негативное отношение к сотрудникам ДПС взяточничеством и вымогательством в их среде. В своих ответах они использовали такие суждения, как «взяточник, людоед», «выходят не на работу – на охоту», «жадный, деньги вымогает в карман бездонный». 9% ответивших считают гаишников грубыми, самоуверенными, превышающими полномочия, сопровождая свое мнение характеристиками – «грубят, нет уважения»; «людей за человека не считают, очень высоко ставят себя»; «хамская манера поведения, хорошего впечатления не оставляет». Менее чем по 3% получили такие характеристики, как «нечестность, несправедливость»; «безответственность»; «непрофессиональность». 2% недовольны внешностью стражей закона и 1% – невоспитанностью и неграмотностью гаишников. Респондентов, имеющих положительный опыт общения с ГИБДД, заметно меньше – всего 8%. Четверть из них объясняют свое положительное впечатление тем, что при встрече к ним понапрасну не придирались, «не доставали» по мелочам (цитаты – «ко мне не к чему было придраться»; «отпускали быстро»; «поговорили и разошлись по-хорошему»). Социологи фонда отмечают, что достоинства сотрудников ДПС оцениваются здесь «от противного». Видно, что встреченные опрошенными сотрудники ГАИ произвели на них благоприятное впечатление именно тем, что вели себя не так, как от них ожидали – не стремились любым способом «выбить» из водителя деньги.

Совсем небольшому количеству опрошенных (примерно 1%) импонируют личные качества тех сотрудников ГИБДД, с которыми им довелось общаться. По их словам, это были вежливые и доброжелательные люди. ФОМ задал россиянам вопрос и об отношении к недавнему громкому разоблачению высокопоставленных сотрудников Управления ГИБДД Москвы, занимавшихся угоном и сбытом ворованных иномарок. О скандале осведомлены три четверти опрошенных (77%): знают подробности 50% респондентов и еще 27% – что-то слышали о нем. Примечательно, что сообщение о разоблачении «оборотней в погонах» никоим образом не удивило большую часть опрошенных (69%). Для четверти респондентов новость была неожиданностью. Причем, опять же, реже всего коррупционный скандал удивлял представителей «ресурсных слоев общества». Даже из тех, на кого личное общение с работниками ГАИ произвело вполне благоприятное впечатление, три четверти (75%) этой громкой истории не удивились.

«Таким образом, общие представления наших сограждан о сотрудниках ГИБДД оказываются весьма критическими, – делает вывод социолог ФОМ Эллина Шамсеева. – При столкновении с рядовым гаишником водителю проще дать ему взятку независимо от того, имело ли место на самом деле какое бы то ни было нарушение правил, – иначе «себе дороже выйдет». Поэтому большинство людей не испытывают ни малейшего удивления, что высокопоставленные офицеры ГИБДД также занимаются противоправными действиями, только в гораздо более крупных размерах». Конечно, исследование ФОМ вряд ли может подлинно свидетельствовать о тотальной коррупции в рядах дорожной милиции и их профнепригодности. Ведь социологи опрашивали не только тех, кто непосредственно общается с гаишниками, то есть водителей, а всех подряд. Получилось, что 71% опрошенных за последний год вообще не приходилось иметь дела с ГИБДД. Те же, кому приходилось непосредственно общаться с инспекторами, делятся на две группы – использующих автомобиль часто (17%) и – редко (12%). Понятно, что у тех из них, кому вообще не приходится сталкиваться с дорожными милиционерами, впечатление о работе органов складывается благодаря «внешним» источникам – из рассказов родственников, друзей и репортажей в СМИ. Социологи сами называют такое мнение «в большей степени стереотипным». Как показывает исследование, именно у «неавтомобильной» аудитории складывается наиболее негативное впечатление от сотрудников ГИБДД. Впрочем, оценка работы ГИБДД у тех, кто опирается на личный опыт, также далека от восторга.