Завод, выпускавший также детали и для других немецких автоконцернов, будет закрыт к концу года, 150 его сотрудников — уволены. Установленную в 2020 году новую дорогостоящую линию для гальванизации демонтируют.
Причиной закрытия предприятия представители компании называют «отсутствие устойчивых перспектив». Оборот BIA Forst падал в течение последних двух лет — вместе с общемировым падением продаж автомобилей. Затраты при этом росли, убытки накапливались, а резкий взлет цен на энергоносители стал, судя по всему, последней каплей.
В Mercedes-Benz на эту новость отреагировали достаточно спокойно. Как сообщает издание Echo24, автоконцерн не ожидает перебоев с поставками звезд, поскольку их для него производят и другие предприятия-подрядчики. Однако BIA Forst далеко не единственный поставщик немецкой автомобильной отрасли, который разорился за последнее время. Месяц назад после более чем полутора веков своего существования о банкротстве объявила компания Borges — крупный производитель пластиковых панелей и изоляционных материалов для автомобилей. Еще месяцем ранее — основанная в начале прошлого века Dr. Schneider, выпускавшая вентиляционные системы и детали для автомобильных салонов. И это только два наиболее ярких примера.
У самих автоконцернов, в отличие от поставщиков запчастей и деталей, дела при этом идут весьма неплохо. Они еще в прошлом году переориентировались на выпуск приносящих хорошую прибыль дорогостоящих моделей, поэтому падение продаж автомобилей никак не сказалось на их доходах — они даже выросли. Последнее время, впрочем, число продаж тоже стало расти, но пока это лишь «эффект низкой базы» на фоне худшего для автоиндустрии прошлого года, когда на пандемию наложился еще дефицит необходимых для производства автомобилей микрочипов.
Но на поставщиков деталей финансовые успехи их заказчиков не оказывают никакого положительного эффекта. Для них не имеет значения, будет ли произведенная деталь установлена на дорогом или дешевом автомобиле — деньги за нее в итоге они получат одни и те же. В то время как автоконцерны с пользой для себя сокращают выпуск дешевых моделей, у поставщиков падает прибыль и затовариваются склады. Причем неизвестно, понадобятся ли эти произведенные за последние два года детали и запчасти кому-то в будущем — модельный ряд автомобилей регулярно обновляется, а впереди уже маячит массовый переход на электрокары.
Весной этого года дело дошло практически до прямого конфликта. Не выдержав последствий затянувшегося кризиса отрасли, на который уже явно вполне явно накладывался еще и энергетический кризис, подрядчики потребовали от автоконцернов пересмотра договоров и зафиксированных в них расценок. Кто-то при этом рассчитывал договориться по-хорошему, кто-то как, например, компания Mann + Hummel, грозил резким прекращением поставок. В качестве посредника спор пытался уладить Союз немецких автопроизводителей, но, судя по всему, не очень успешно. Концерны не слишком охотно шли на уступки, а у поставщиков, подавляющее большинство из которых — небольшие компании, просто не хватало переговорных возможностей. Ко всему прочему, вся ситуация оказалась, по сути, одним большим форс-мажором — на такой рост цен на энергоносители, а вместе с ним и рост затрат, никто в отрасли не рассчитывал. О положительном ходе переговоров с автоконцернами сообщали только крупные подрядчики, такие как Bosch и Continental, но о чем в итоге удалось договориться и удалось ли вообще — так и остается неизвестным.
По информации журнала Spiegel, сейчас концерны, осознав, по всей видимости, серьезность ситуации, начали поиск для себя новых поставщиков за границей. В частности, португальская компания компания Soplast отметила рост запросов со стороны немецких производителей. Но, как указывает представитель компании Würth Industrie Service, выпускающей автомобильные гайки и болты Маурисио Моралес, на перестройку цепочек поставок может уйти не менее полугода. Поставщики же, по крайне мере те из них, кто еще не разорился, намерены выносить производство за границу — согласно данным Союза немецких торгово-промышленных палат Германии, доля компаний, имеющих такие планы, наиболее высока именно в немецкой автомобильной отрасли.
Василий Федорцев