Основные характеристики исследования:
В результате обработки статистических данных, были получены следующие результаты:
I. Проблема безопасности дорожного движения в глазах россиян
Граждане России в значительной степени обеспокоены ростом количества дорожно-транспортных происшествий и ждут от властей каких-то действий в этой области. Как показало исследование, этот вопрос волнует 83% россиян.
Как следствие, 89% опрошенных согласны с утверждением, что автомобиль является средством повышенной опасности для окружающих, поэтому его владелец должен нести ответственность за возможные последствия своих действий. Как видно подавляющее большинство граждан России считают, что на водителях автомобилей лежит груз ответственности перед обществом (при этом интересно то, что по этому вопросу мнения автовладельцев и людей, не имеющих автомобиля, практически не отличаются).
Так же 85% опрошенных согласились с тем, что общество должно выработать адекватный механизм, чтобы все пострадавшие в ДТП, и водители, и пешеходы, и пассажиры получали адекватную компенсацию ущерба.
Относительно вопроса, куда должны быть направлены компенсационные выплаты, 80% россиян согласились с утверждением, что сумма компенсации жертвам ДТП по жизни и здоровью должна быть выше, чем выплата за ремонт автомобиля.
В вопросе относительно оптимального способа получения компенсации, мнения опрошенных распределились следующим образом. Лидирующим является мнение о том, что оптимальным является получение компенсации от страховой компании. За это высказались 35% россиян. Интересно, что среди автовладельцев процент людей, разделяющих подобное мнение, даже выше чем среди пешеходов - 48%. 24% опрошенных полагают, что оптимальным способом является получение компенсации через суд. Однако автовладельцы поддерживают эту позицию в значительно меньшей степени – всего 16%. Таким образом, видно, что на данный момент в российском обществе доверие страховым компаниям выше, чем к суду, как инструменту решения конфликтов.
Возможное разрешение проблемы и получение компенсации прямо на месте считает оптимальным всего 16% опрошенных. Однако и здесь водители доверяют этому способу несколько меньше, чем пешеходы (15%), скорее всего потому, что эта категория населения зачастую имеет негативный практический опыт такого решения ситуации.
На получение компенсации от государства ориентированы только 11% процентов населения (мнения автовладельцев и людей, не имеющих автомобиля, практически не отличаются).
II. Отношение россиян к закону об ОСАГО
Как видно из вышеприведенных данных потребность в организации эффективной системе защиты прав пострадавших в ДТП существует у подавляющего большинства россиян. В этой связи исследование показало следующее отношение населения к закону об ОСАГО.
18% респондентов полностью поддерживают этот закон в той форме, в которой он сейчас существует и не имеет к нему никаких нареканий.
30% опрошенных в целом поддерживает введение этого закона, однако считает, что в отношении него необходима определенная доработка (об отношении к возможным изменениям будет сказано ниже).
Таким образом, 48% , то есть практически половина опрошенных, (или 59% тех, кто сформировал какое-то мнение по этому вопросу) считает закон об ОСАГО жизненно необходимым в настоящий момент. При этом автовладельцы признают необходимость закона в большей степени, чем те, кто не имеет автомобиля (за закон 52% автовладельцев).
Еще около 16% считают обязательное автострахование не жестко необходимым, но это все-таки полезным нововведением.
При этом пешеходы, которые зачастую являются жертвами ДТП более лояльны к закону об ОСАГО, и только 15% пешеходов относится к нему негативно.
Исследование показало, что мнение о том, что против ОСАГО настроены пожилые россияне ошибочно. Среди них доля недовольных введением закона об ОСАГО составляет всего 13%, что ниже, чем в любой другой категории.
Наиболее протестная по отношению к ОСАГО возрастная категория – люди от 35 до 44 лет, среди них отрицательно относятся к введению ОСАГО 23%. Одна из причин такого феномена понятна. Эта категория населения находится в самом расцвете трудоспособного возраста и за счет этого более самостоятельная и не склонна рассчитывать на помощь со стороны.
Для сравнения: зимнее исследование ВЦИОМ показало, что тогда закону доверяло 13% населения, и 23% поддерживало его в принципе, но высказывало пожелания о необходимости некоторых корректировок. Таким образом, налицо явный рост доверия к закону (на треть в первой категории и на четверть во торой). При этом против закона высказалось практически то же количество опрошенных – 17%. Вместе с тем в ходе зимнего опроса почти 40% не определилось в мнениях, сейчас же видно, что многие респонденты этой категории стали поддерживать идею закона в той или иной форме (в частности, полагая, что может обязательное страхование и не жестко необходимое, но все же полезное нововведение). И только 17% опрошенных сейчас не сформировало своего мнения.
Вместе с тем, нельзя сказать, что закон об ОСАГО вызывает безусловную поддержку среди населения России и это понятно. Закон действует менее года и еще не все сформировали точное мнение о том, насколько ОСАГО – эффективный способ защиты собственных прав в случае ДТП. В плане оценки того, насколько введение закона уже привело к усилению защиты прав пострадавших, мнения распределились следующим образом.
Ровно треть населения (33%) настроена оптимистично, и, считает, в ближайшее время ситуация с защитой прав пострадавших изменится к лучшему. Среди водителей доля «оптимистов» даже выше и составляет 40%.
При этом 15% опрошенных считают, что ситуация уже улучшилась и права как водителей, так и пешеходов защищены лучше, чем было ранее.
Однако 25% опрошенных считают, что после введение закона ситуация пока не изменилась к лучшему. И всего 6% полагают, что ситуация осложнилась (в основном это водители, которые сталкиваются с некоторыми специфическими проблемами на дорогах после введения закона об ОСАГО).
Таким образом, отношение общества к закону об ОСАГО можно описать как в целом оптимистичное и позитивное, хотя и с высокими требованиями.
Опрошенные согласились с необходимостью внесения некоторых изменений в существующую систему автострахования.
Подавляющее большинство опрошенных - 63% (и 78% автовладельцев) считают, что процедуру разбора мелких ДТП нужно упростить. Это возможное дополнение к закону об ОСАГО получило максимальную поддержку населения.
За отсрочку введения повышающих коэффициентов (коэффициент бонус-малус) высказался 32% опрошенных. Среди автовладельцев эту идею поддержали 43% респондентов.
Необходимо отметить, что идея введения полиса выходного дня, как ни странно, не получила единодушной поддержки. За это дополнение к закону высказались только 34% россиян (и 41% автовладельцев).
Относительно размера действующих тарифов мнения населения разделились равномерно за и против.
С одной стороны с тем, что тарифы нужно сократить (хотя бы за счет уменьшения страховой выплаты) согласились 33% опрошенных, и понятно, что в основном за это выступают автовладельцы. Необходимо отметить, что за сокращение тарифов в основном высказываются мужчины в возрасте от 25 до 44 лет.
Вместе с тем 39% населения считают, что тарифы необходимо увеличивать, чтобы дисциплинировать водителей и увеличить компенсации по жизни и здоровью. Примечательно, что с этим согласились 35% автовладельцев и 40% пешеходов.
Таким образом, количество сторонников повышения и сторонников понижения тарифов ОСАГО разделились примерно поровну – около трети населения. Это говорит о том, что общественное мнение на эту тему еще не сформировано и до конца и необходимо еще некоторое время, чтобы люди смогли на практике оценить плюсы и минусы этой системы.
Необходимо отметить, что значительная часть общества согласна с тем, что ОСАГО эффективный дисциплинирующий инструмент, который может привести к снижению аварийности и уменьшению количества жертв на дорогах.
За дополнительной информацией обращайтесь:
в Imageland PR к Максиму Мешкову по телефону: (095) 730-7700
или по e-mail Mmeshkov@imageland.ru