Северный морской путь (СМП) – кратчайший судоходный маршрут для перевозки грузов между Европой и дальневосточными регионами, а климатические изменения и глобальное потепление приводят к повышению интереса к этому пути из-за сокращения площади и толщины льда. Но на СМП никак не обойтись без главных «проводников» – атомных ледоколов.
Как устроен атомный ледокол?
Первый атомный ледокол был введен в эксплуатацию в далеком 1959 году – атомоход «Ленин» красовался на советских почтовых марках и регулярно попадал в прессу за свои достижения.
В 1977 году атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Но его основная задача – это проводка судов караванов во льдах и вызволение «застрявших» кораблей. Корпус ледокола сделан из специальных сталей и способен прорубать лед – его толщина в Северном Ледовитом океане в некоторых местах может достигать более 2,5 метра.
Использование ядерных реакторов обеспечивает не только высокую мощность, которая нужна для преодоления льдов, но и превосходную автономность, что крайне важно в арктических условиях. Дизельным ледоколам нужна регулярная дозаправка, а, например, ледоколам проекта 22220 – раз в 7 лет.
Все 12 существующих в мире атомных ледоколов спроектированы в СССР и России, 6 из них находятся в строю, включая два новейших судна проекта 22220 – ледоколы «Арктика» и «Сибирь» с современными водо-водяными реакторами РИТМ-200 электрической мощностью 60 МВт. Ледокол «Арктика» был введен в эксплуатацию в 2020 году, а «Сибирь» в 2021 году. Сейчас идет строительство еще четырех атомоходов. Есть в составе флота и единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть», способный следовать во льдах толщиной до 1 метра.
Для чего нужно столько атомных ледоколов?
По оценкам ученых, в среднем за десятилетие толщина льда в Северном Ледовитом океане уменьшается на 13%, а площадь льдов в летние минимумы – на 7%. Но о свободной навигации без сопровождения ледоколами в ближайшие годы не может быть и речи.
Одна из основных задач ФГУП «Атомфлот», которое занимается эксплуатацией и обслуживанием атомных ледоколов, – обеспечить более активное использование Северного морского пути и расширить тот интервал, когда прохождение СМП возможно. Сверхранний рейс огромного (длиной 300 метров) газовоза «Кристоф де Маржери» был выполнен в мае 2020 года, а сверхпоздний – в январе 2021-го. То есть, навигация в сопровождении ледоколов длится практически 8-9 месяцев!
По итогам 2021 года общий объем перевозок в акватории Северного морского пути составил 34,85 млн т (при плановом значении 32 млн т).
Северный морской путь – это безопасный транспортный коридор, который проходит в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны России. Он может активно использоваться для альтернативных маршрутов экспорта продукции в дружественные страны. Путь через российскую Арктику почти в два раза короче. От Мурманска до портов Японии около 6 тысяч миль, если идти через Суэцкий канал – более 12 тысяч. В зависимости от ледовой обстановки, судно потратит на этот переход 18 дней, а через Средиземное и Красное моря – около 37.
А к 2030 году, согласно федеральному проекту «Развитие Северного морского пути», планируется взять планку в 150 миллионов тонн перевозок по СМП. Преимущество этого маршрута – это и расстояние (от Южной Кореи до Великобритании – около 14 тысяч километров против 23 тысяч основного пути через Суэцкий канал), и отсутствие рисков нападения пиратов.
Но важность СМП – не только в обеспечении транзитных перевозок между Европой и Дальним Востоком. Одной из главных задач атомного ледокольного флота является обеспечение крупнейших арктических углеводородных проектов.
Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» являются:
- Ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов;
- Ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути и в замерзающие порты РФ;
- Оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта;
- Транспортировка грузов атомным контейнеровозом «Севморпуть»;
- Безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами.
Кроме того, Росатомфлот участвует в выполнении работ по экологической реабилитации Северо-Западного региона России. В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач – обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами.
Нельзя забывать и о научно-исследовательских работах, экспедициях и социальных проектах. В июле этого года состоялись сразу две просветительских экспедиции. Сначала, в рамках проекта «Ледокол знаний. Homo Science project» на Северный полюс отправились 70 школьников и студентов со всей России, включая победителей конкурсов, которые проводил Росатом.
А буквально через несколько дней тот же ледокол «50 лет Победы» доставил туда 70 старшеклассников-победителей конкурса «Большая перемена»-2021.
Какие еще задачи есть у СМП и ледоколов?
Северный морской путь решает и другие важные вопросы, помимо обеспечения перевозки грузов и работы газовых и нефтяных месторождений. Повышение доступности портов улучшит снабжение регионов Крайнего Севера и даст толчок их развитию.
А еще в арсенале Росатома есть поистине уникальная плавучая АЭС! «Академик Ломоносов» был построен в 2018 году, отбуксирован в город Певек Чукотского АО, которому отдает электроэнергию и тепло.
Таким образом «Академик Ломоносов» может заместить сразу две станции: Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ (ей уже больше 70 лет). На судне также есть оборудование для опреснения морской воды. То есть, оно может полностью обеспечивать людей всеми необходимыми ресурсами без строительства наземной инфраструктуры. И повышение доступности арктических вод позволит более активно использовать такие плавучие энергетические объекты.
Реклама. Рекламодатель: Частное учреждение «Центр коммуникаций», ИНН 9705152344 ОГРН 1217700048851