Зима уже на носу, а это значит, что наступает пора переходить на зимние шины. Водители, которые эксплуатируют свой автомобиль вдали от города и часто путешествуют по обледенелым или заснеженным дорогам, предпочитают обычным фрикционным покрышкам со специальным мягким составом и изощренным рисунком протектора более цепкие шипы. При этом шинные производители настоятельно рекомендуют обкатывать шипованную резину перед наступлением холодов.
Но в чем заключается обкатка новых шин? Как правильно это делать и что для этого нужно? Что будет, если не прикатать новый комплект покрышек? И какие могут быть последствия для шин, шипов и автомобиля в целом во время зимней эксплуатации?
Зачем обкатывать новые шипованные шины?
Для того, чтобы лучше понимать, как правильно проводить обкатку новенькой шипованной резины, сначала надо разобраться, как ее производят. Внедрение шипов в покрышки на шинных заводах, как правило, происходит уже после изготовления самого резинового основания — их попросту вдавливают в заранее отформованные в шине специальные отверстия.
После завершения так называемой ошиповки резину оставляют на пару суток отлежаться при комнатной температуре. Это нужно для того, чтобы каждый шип уверенно закрепился в затвердевшей шине — за это время мягкая поначалу резина плотно обволакивает их металлические основания, чтобы потом до последнего не давать им выпасть в ходе реальной эксплуатации на зимних дорогах.
Но на этапе ошиповки допускаются небольшие отклонения от заданной высоты, на которую шипы выступают из резины. Даже правильно настроенный шиповальный аппарат не может гарантировать, что все шипы будут помещены в резину на одинаковую глубину. Именно по этой причине шинные производители часто рекомендуют предварительно прикатывать шины такого типа — если следовать нескольким простым правилам обкатки, шипы успеют выровняться относительно поверхности протектора резины.
Некоторые производители на финальном этапе производственного процесса покрывают шины толстым слоем специальной смазки. Она вытесняет воду, защищая эластичный материал от коробления и промерзания в зимний период. Кроме того, этот состав не позволяет шинам слипаться друг с другом при хранении на складах и в магазинах — от него тоже желательно избавиться перед началом сезона заморозков. К тому же, процедура обкатки шин способствует постепенному удалению остатков этого специального состава из полостей, в которых держатся основания шипов.
Как результат, без обкатки шины рискуют довольно быстро остаться с характерными «проплешинами» на месте неровно стоявших шипов. Но и оставшиеся на своем посту шипы тоже не смогут долго продержаться — после потери соседей на них будет оказываться повышенное давление со стороны неравномерно ошипованного протектора. Так что их срок службы тоже будет сокращен, хотя правильная обкатка резины снижает такие риски.
Как обкатать шипованные покрышки: правила вождения
Вопреки расхожему мнению, шипы из зимних шин вылетают не столько от резких торможений, сколько от движения автомобиля на высокой скорости, активного руления на месте (скажем, во время парковки в тесном дворе) и от пробуксовки. К слову, особенно вредными для таких покрышек являются долгие пробуксовки на припорошенном снегом асфальте, которые рано или поздно приводят к касанию твердой поверхности — колеса успевают раскрутиться в зимней каше или на скользкой поверхности и затем жестко вгрызаются в асфальт, буквально вышибая шипы из протектора.
Впрочем, такие пробуксовки, равно как и движение на высокой скорости по зимней дороге, вредят покрышкам не только поэтому. Не прошедшие обкатку шины в таких условиях рискуют потерять недостаточно устойчивые шипы под воздействием центробежной силы — мягкая резина попросту не способна их удержать, да и боковые нагрузки новым шинам противопоказаны. То же самое касается и ситуаций, когда водитель крутит руль на месте, особенно на сухом твердом покрытии, повреждая и его, и свои шины — металлические шипы оставляют характерные полукруглые царапины на асфальте или бетоне и попросту выпадают из резины.
Следовательно, в ходе обкатки новых шин надо стараться избегать таких условий. Правила просты: поддерживать назначенное производителем давление в шинах (избыточное или недостаточное давление приводит к выпадению шипов по центру или краям протектора — такие колеса могут не дожить даже до конца первого зимнего сезона), стараться избегать резких торможений, не превышать определенный порог скорости, не буксовать и не крутить руль на месте, причем последнее актуально не только для шипованных моделей — ни гладкая «липучка», ни обычная летняя резина, ни всесезонные шины этого не любят. Если соблюдать эти правила вождения, обкатка шин пройдет успешно.
Но как долго нужно придерживаться этих ограничений? И какие дорожные условия являются оптимальными для обкатки новых шипованных шин? Тут показания шинников расходятся. То есть, конечно, производители рекомендуют следить за давлением в шинах и не крутить руль на месте в течение всего срока их эксплуатации, но во время сильных снегопадов пробуксовок часто просто не удается избежать, да и на некоторых автомагистралях нештрафуемый порог скорости уже приблизился к 150 км/ч вместо 130 км/ч.
Рекомендации по обкатке у компаний Nokian, Goodyear, Bridgestone и Yokohama отличаются друг от друга. Одни советуют проводить обкатку при температуре чуть выше нуля, другие предпочитают мороз, но не ниже −7 градусов по Цельсию. Одни говорят, что оптимальным дорожным покрытием для того, чтобы прикатать новые шипованные шины, является сухой асфальт, другие настаивают на том, что идеальные условия достигаются на зимней заснеженной дороге — при этом все единогласно советуют избегать маршрутов с разбитыми или грунтовыми участками.
Что до предельной скорости, то тут ситуация схожая: кто-то советует оставаться в «городском» диапазоне от 60 до 80 км/ч, а остальные разрешают разгоняться до 100 км/ч. Ну и, наконец, рекомендуемый пробег для обкатки шипованной резины тоже вызывает споры у шинников: он разнится от 500 до 1000 километров. Кому верить?
Разумеется, лучше всего брать за ориентир самые щадящие условия, насколько это возможно в реальных условиях эксплуатации. И ориентир этот следующий: 1000 километров по ровным дорогам со скоростью не выше 80 км/ч, без резких маневров и торможений в ходе обкатки резины.
Желательно еще и без заездов на тесные парковки, требующие часто крутить баранку от упора до упора и тереть шины. А с вопросом про оптимальные погодные условия лучше обратиться к конкретному производителю шин, хотя мы все-таки больше склоняемся к сухому асфальту, как бы это ни было губительно для дорожного полотна — покрышки с шипами со временем образуют глубокие колеи на асфальте.
Обкатка по индикатору шин
Если перед началом ответственной процедуры обкатки новых шипованных покрышек вы забыли зафиксировать показания одометра в салоне автомобиля, чтобы отсчитать нужный пробег, то поводов для беспокойства нет — на подавляющем большинстве современных моделей шин такого типа присутствует специальный индикатор обкатки, по которому можно отследить продолжительность их адаптации.
Индикатор представляет собой небольшую насечку, которая окружает металлическую вставку — обкатка шипованной резины подойдет к концу, когда она сотрется об асфальт во время вождения, шины считаются готовыми к длительным поездкам на высокой скорости, и риск потерять шипы на зимней дороге заметно снижается.
Кстати, раз уж регулярная проверка индикатора и так предполагает тщательный осмотр протектора, то параллельно с визуальной оценкой его состояния нужно очищать его от застрявших в нарезке камешков и других инородных предметов, которые могут ухудшать сцепление автомобиля с дорогой и мешать обкатке.
Кто знает, быть может, удастся даже случайно обнаружить застрявший в шине саморез, через который нет-нет да и выходит воздух? А вообще не будет лишним приурочить к осмотру индикатора еще одну контрольную операцию — проверку давления в шинах, без которой вся обкатка (как и сами шины) может пойти прахом.
Повторная балансировка шин после обкатки
Итак, заветная тысяча километров на скорости 80 км/ч (главное — не превышать порог 100 км/ч) пройдена, все рекомендации шинных производителей были по возможности соблюдены, обкатка шипованных шин завершена. Верно? И да, и нет.
Чтобы убедиться в том, что обкатка прошла успешно, потребуется еще одна процедура — балансировка колес. Дело в том, что после завершения этого этапа соотношение масс в разных частях колеса может измениться.
Увы, такое бывает даже с новыми колесами и шинами, причем в случае с шипами несовпадение центра масс колеса с осью вращения может привести к их неравномерному стачиванию или даже к выпадению из резины, не говоря уже про ущерб для элементов подвески. А это, в свою очередь, приведет к ухудшению сцепления с дорогой и нестабильной управляемости автомобиля.
Так что даже если вы уверены в новых шинах, повторная балансировка все равно не помешает — это еще одна проверка, которая может спасти вас и ваши покрышки. К тому же если она выявит заводские дефекты после обкатки, можно обратиться к продавцу. Ведь если повреждение шипованной резины произошло не по вашей вине, вам заменят бракованное изделие по гарантии.