5 экспериментальных советских вездеходов

Если бы отечественные производители доводили до конвейера каждый прототип автомобиля типа SUV, то мы наверняка опередили бы все страны по настоящим внедорожникам. Увы, многим из них не суждено было стать серийными. В нашем обзоре представлены некоторые интересные образцы времен СССР
Александр Потапов
Автор Авто Mail

ГАЗ-66−32

И начнем мы с уникального экспедиционника Судного дня для работы на территориях, подвергшихся радиоактивному, химическому и биологическому заражению. В основу легла усиленная платформа с карбюраторной V-образной «восьмеркой» мощностью 140 л.с. от грозного БРДМ-2 (бронированная разведывательно-дозорная машина).

ГАЗ-66-32
ГАЗ-66-32

Кузов со странным канцелярским названием КПП-66 отличался структурой-сэндвичем с пенополиуретановой прослойкой. Салон разделен на две изолированные друг от друга части — для водителя и рабочий отсек соответственно. Дополнительную защиту экипажа обеспечивали стекла толщиной 14 мм и фильтровентиляционная установка.

Почти сразу же после рождения ГАЗ претерпел неожиданные метаморфозы — его переделали в… 16-местный автобус. На испытаниях он продемонстрировал хорошие результаты, но в серию так и не пошел.

ВАЗ-2122 «Река»

Несостоявшийся автомобиль командира роты с кодовым названием «Река» после выхода на гражданский рынок наверняка вознес бы марку Lada на новый уровень мировой известности и закрепил бы успех «Нивы», о которой знают в самых разных уголках планеты.

ВАЗ-2122 «Река»
ВАЗ-2122 «Река»
ВАЗ-2122 «Река»

Вездеход с узлами и агрегатами серийной ВАЗ-2121 задумывался этаким мастером на все руки для эксплуатации в тяжелых условиях, способным преодолевать бездорожье и пересекать водные преграды благодаря вращению колес, а также перевозимым фактически всеми видами транспорта.

Работы по проектированию велись с 1976 по 1988 год и за это время конструкция постоянно и неустанно совершенствовалась. На испытаниях амфибия великолепно себя показала, поэтому вдвойне обидно, что у военных не нашлось средств для запуска производства.

«Москвич-415»

В пятидесятые годы на МЗМА (позднее — АЗЛК) разработали «Москвич-410» и «Москвич-411» с несущим кузовом, зависимой подвеской и подключаемым полным приводом, которые предвосхитили современные кроссоверы. Тем удивительнее тот факт, что их экспериментальный современник а-ля американский Willys остался несбывшейся мечтой жителей советского села.

«Москвичи», не ставшие серийными
«Москвич-415»
«Москвич-415»
«Москвич-415»
6фотографий

В отличие от вышеупомянутых гибридов легковушек и внедорожников модель «415» не пыталась усидеть на двух стульях, а представляла собой настоящий спартанский оффроудер с рамным шасси, хорошей геометрической проходимостью и простеньким кузовом со складным мягким верхом. Двигатель 1,2-литровый мощностью 35 л.с.

Появившийся позже «Москвич-416» с цельнометаллическим кузовом, обогревом лобового стекла и отопителем комплектовался 45-сильным мотором объемом 1,4 литра. В начале семидесятых завод вернулся к старой идее и даже построил опытные «Москвич-2148» и «Москвич-2150». Серийными они не стали из-за отсутствия финансирования.

УАЗ-3172

УАЗ-3172
УАЗ-3172

Наш обзор посвящен советской технике, но для ульяновского внедорожника стоит сделать исключение. Его финальная версия появилась в начале девяностых, однако концепция ультимативного военного транспорта с огромным дорожным просветом более 300 мм уходит своими корнями в семидесятые годы.

Внешне машина напоминала зарубежных вояк и не лишена собственной оригинальности и шарма. Как несложно догадаться, истинные преимущества заключались отнюдь не в дизайне. Классический «козлик» выглядел архаикой со свалки истории на фоне УАЗ-3172 с не подключаемым, а постоянным полным приводом, блокировками переднего и заднего дифференциала, передней пружинной подвеской и 2,9-литровым двигателем мощностью около сотни лошадиных сил. На тестах он штурмовал тридцатиградусные подъемы и преодолевал метровый брод. К сожалению, и армейская, и гражданская модификация остались прототипами. В девяностые годы стране было не до новинок.

ЛуАЗ-Прото

Далеко не все отечественные создатели внедорожников мыслили в рамках утилитарной парадигмы. В конце восьмидесятых ленинградская лаборатория НАМИ скреативила и выдала впечатляющего «проходимца» с прицелом для сборки на Луцком заводе. Автомобиль интересен буквально со всех сторон.

ЛуАЗ-Прото
ЛуАЗ-Прото
ЛуАЗ-Прото

Легкий пластиковый кузов на пространственной силовой структуре трансформировался в модный пляжный кабриолет. Полный привод подключаемый, коробка передач шестиступенчатая, передняя подвеска независимая со стойками МакФерсон и стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади конструкция типа «Де Дион».

Контент недоступен