ГАЗ-66−32
И начнем мы с уникального экспедиционника Судного дня для работы на территориях, подвергшихся радиоактивному, химическому и биологическому заражению. В основу легла усиленная платформа с карбюраторной V-образной «восьмеркой» мощностью 140 л.с. от грозного БРДМ-2 (бронированная разведывательно-дозорная машина).
Кузов со странным канцелярским названием КПП-66 отличался структурой-сэндвичем с пенополиуретановой прослойкой. Салон разделен на две изолированные друг от друга части — для водителя и рабочий отсек соответственно. Дополнительную защиту экипажа обеспечивали стекла толщиной 14 мм и фильтровентиляционная установка.
Почти сразу же после рождения ГАЗ претерпел неожиданные метаморфозы — его переделали в… 16-местный автобус. На испытаниях он продемонстрировал хорошие результаты, но в серию так и не пошел.
ВАЗ-2122 «Река»
Несостоявшийся автомобиль командира роты с кодовым названием «Река» после выхода на гражданский рынок наверняка вознес бы марку Lada на новый уровень мировой известности и закрепил бы успех «Нивы», о которой знают в самых разных уголках планеты.
Вездеход с узлами и агрегатами серийной ВАЗ-2121 задумывался этаким мастером на все руки для эксплуатации в тяжелых условиях, способным преодолевать бездорожье и пересекать водные преграды благодаря вращению колес, а также перевозимым фактически всеми видами транспорта.
Работы по проектированию велись с 1976 по 1988 год и за это время конструкция постоянно и неустанно совершенствовалась. На испытаниях амфибия великолепно себя показала, поэтому вдвойне обидно, что у военных не нашлось средств для запуска производства.
«Москвич-415»
В пятидесятые годы на МЗМА (позднее — АЗЛК) разработали «Москвич-410» и «Москвич-411» с несущим кузовом, зависимой подвеской и подключаемым полным приводом, которые предвосхитили современные кроссоверы. Тем удивительнее тот факт, что их экспериментальный современник а-ля американский Willys остался несбывшейся мечтой жителей советского села.
В отличие от вышеупомянутых гибридов легковушек и внедорожников модель «415» не пыталась усидеть на двух стульях, а представляла собой настоящий спартанский оффроудер с рамным шасси, хорошей геометрической проходимостью и простеньким кузовом со складным мягким верхом. Двигатель 1,2-литровый мощностью 35 л.с.
Появившийся позже «Москвич-416» с цельнометаллическим кузовом, обогревом лобового стекла и отопителем комплектовался 45-сильным мотором объемом 1,4 литра. В начале семидесятых завод вернулся к старой идее и даже построил опытные «Москвич-2148» и «Москвич-2150». Серийными они не стали из-за отсутствия финансирования.
УАЗ-3172
Наш обзор посвящен советской технике, но для ульяновского внедорожника стоит сделать исключение. Его финальная версия появилась в начале девяностых, однако концепция ультимативного военного транспорта с огромным дорожным просветом более 300 мм уходит своими корнями в семидесятые годы.
Внешне машина напоминала зарубежных вояк и не лишена собственной оригинальности и шарма. Как несложно догадаться, истинные преимущества заключались отнюдь не в дизайне. Классический «козлик» выглядел архаикой со свалки истории на фоне УАЗ-3172 с не подключаемым, а постоянным полным приводом, блокировками переднего и заднего дифференциала, передней пружинной подвеской и 2,9-литровым двигателем мощностью около сотни лошадиных сил. На тестах он штурмовал тридцатиградусные подъемы и преодолевал метровый брод. К сожалению, и армейская, и гражданская модификация остались прототипами. В девяностые годы стране было не до новинок.
ЛуАЗ-Прото
Далеко не все отечественные создатели внедорожников мыслили в рамках утилитарной парадигмы. В конце восьмидесятых ленинградская лаборатория НАМИ скреативила и выдала впечатляющего «проходимца» с прицелом для сборки на Луцком заводе. Автомобиль интересен буквально со всех сторон.
Легкий пластиковый кузов на пространственной силовой структуре трансформировался в модный пляжный кабриолет. Полный привод подключаемый, коробка передач шестиступенчатая, передняя подвеска независимая со стойками МакФерсон и стабилизатором поперечной устойчивости, а сзади конструкция типа «Де Дион».