Почему ездить на машине в смог опасно?

Рассказываем, насколько вреден для техники дым от лесных или торфяных пожаров

Летняя жара оборачивается лесными и торфяными пожарами. На крупные города ложится смог, который вредит не только здоровью людей, но и небезопасен для техники. Чем чреваты поездки в дыму?

Угроза заглохнуть

На YouTube каналах можно увидеть множество роликов, как водители проезжают мимо очагов торфяных или лесных пожаров и комментируют увиденное. Есть даже смельчаки, которые проносятся на своем легковом автомобиле через эпицентр лесного пожара, если дорога проходит через лесистую местность.

Смог в Москве в августе 2022 года
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Им кажется, что автомобиль способен их защитить от пламени и дыма. Однако такие приближения к открытому огню чрезвычайно опасны. Дело в том, что автомобиль может внезапно заглохнуть, и люди окажутся в сложной ситуации.

При высокой концентрации дыма количество кислорода в воздухе резко снижается. Плотность воздуха уменьшается, и кислород вытесняется продуктами сгорания древесины или торфа. В итоге любой человек здесь испытывает трудности с дыханием. Такие же трудности встают и перед машиной, потому как для приготовления воздушно-топливной смеси требуется большое количество кислорода. А если пространство вокруг заполнено только дымом, создающим плохо просматриваемый смог, то взять достаточное количество кислорода для работы мотора неоткуда.

При проезде подобных мест можно почувствовать, насколько сильно снижается мощность двигателя. Силовой агрегат хуже тянет, динамика автомобиля падает, машина вяло реагирует на педаль акселератора, а затем начинаются пропуски зажигания, мотор троит и трясется. Смесь с низким количеством кислорода плохо загорается, и в конце концов автомобиль глохнет.

Смог в Москве в августе 2022 года
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

На тех же YouTube роликах можно видеть рядом с эпицентрами лесных или торфяных пожаров заглохшие джипы, причем некоторые транспортные средства повреждены огнем. Машина глохнет, а затем при приближении стены огня загорается. Заехав в такое «пекло», пассажирам остается покинуть салон обездвиженной машины и спасаться пешком, причем с риском надышаться едким дымом. В общем, лучше не рисковать и не приближаться к эпицентрам лесных или торфяных пожаров, где концентрация дыма слишком высока.

Загрязнение фильтров

Гарь и смог вредны для автомобилей и по другой причине. Они содержат в себе большое количество мелкодисперсных летучих частиц, которые забивают воздушный фильтр. Сажа и продукты сгорания оседают на ячейках воздушного фильтра и постепенно сокращают их пропускную способность.

При загрязнении фильтра двигатель также перестает стабильно работать и испытывает дефицит кислорода для правильного приготовления смеси. Бензин плохо горит, возникают черные углеродистые отложения, оседающие на клапанах, кольцах, верхушках поршней. Они загрязняют масло, попадают в катализатор, закоксовываются там, снижая его пропускную способность.

Смог
Источник: Unsplash

В общем, двигатель загрязняется как снаружи, так и изнутри. Правда, процесс накопления сажи в фильтре растянут во времени и незаметен для водителя. Причем интенсивность загрязнения увеличивается от стиля езды водителя. Активный, спортивный драйв приводит к резкому росту потребления загрязненного воздуха, ускоряя процессы загрязнения фильтра.

То же самое касается и внутрисалонного фильтра, через который прокачивается воздух в кабину транспортного средства. Несколько недель поездок в плотном смоге достаточно, чтобы привести фильтры в негодность.

Как ездить в смог?

Ездить при сильно загазованной атмосфере можно, но очень аккуратно. Из-за плохой видимости есть риск попадания в ДТП, в особенности в темное время суток, потому как смог рассеивает и поглощает лучи фар и не дает правильно оценить расстояние до других транспортных средств, в том числе и двигающихся во встречном направлении.

Двигатель должен работать на низких оборотах. Лучше всего двигаться на максимально высшей передаче с небольшой скоростью, удерживая стрелку тахометра ниже 2 тыс. оборотов.

При этом нельзя забывать включать противотуманные фары сзади, чтобы водители попутных машин могли видеть вас издалека.

Владимир Гаврилов