Потребление топлива во многом зависит от водителя. Есть несколько способов, которые помогут растянуть запас горючего и обеспечить куда большую экономию. Назовем пять основных.
Езда на повышенной передаче
Чем больше объем двигателя, тем эффективнее способы экономии. Если под капотом стоит атмосферный V6, который в обычном городском ритме потребляет около 20 л/100 км, а за городом при активной езде — 15 л/100 км, то при соблюдении ряда условий можно умерить его аппетит примерно на треть.
Когда же машина приводится в движение обычным 1,6-литровым «атмосферником» со средним реальным расходом в 9 л/100 км, то слишком большого снижения потребления горючего не добьешься, однако экономия в литр-полтора вполне достижима.
Первое, что необходимо сделать для экономии, это перестать попусту раскручивать мотор. Современные двигатели выдают хороший крутящий моментом прямо «с низов» и обладают великолепной эластичностью, позволяющей на высшей передаче сравнительно безболезненно варьировать скорость от 60 км/ч до 200 км/ч.
Самым экономичным режимом работы мотора считается тот, при котором стрелка тахометра удерживается в пределах 1100−1300 об/мин. Именно в этом ритме при выборе высшей передачи автомобиль может поддерживать скорость в 80−90 км/ч.
Снижение сопротивления воздуха
Для экономии топлива важно ездить не быстрее 100 км/ч. На этих скоростях сопротивление воздуха минимально, поэтому автомобиль катится на высшей передаче без серьезных затрат энергии.
С увеличением скорости аэродинамическое сопротивление авто растет пропорционально ее квадрату. Тем самым требуется больше энергии на поддержание темпа, и, следовательно, мотор сжигает больше горючего.
К примеру, на машинах с мощными V-образными двигателями, когда стрелка спидометра достигает отметки в 130 км/ч, расход горючего, как правило, увеличивается в полтора раза, в сравнении с ездой на 70−80 км/ч.
Вместо 9 л/100 км автомобиль расходует уже 14−15 л/100 км. Особенно это заметно на машинах с неважной аэродинамикой, то есть на крупных внедорожниках или на пикапах.
Поэтому комбинация невысокой скорости в 80−90 км/ч и низких оборотов мотора позволяет снизить реальное потребление до расчетного минимума, указанного в руководстве пользователя.
Накачка шин
Для экономичной езды необходимо выбирать специальные шины. Есть модели с низким сопротивлением качению, однако они не всегда хорошо держат удары от кочек и ям. Поэтому автомобилисты летом, в сухую погоду предпочитают повышать «бережливость» покрышек путем их легкого перекачивания.
Обычно производитель шин указывает границы минимального и максимального давления в колесах, которое зависит от загрузки транспортного средства и от температуры окружающего воздуха. Для стандартных 15-дюймовых моделей разрешенное давление колеблется в пределах 2,2−2,8 атм. Для 17-дюймовых его можно повышать даже до 3−3,2 атм.
В общем, если летом колеса накачать до верхнего разрешенного предела, то пятно контакта уменьшится и движение будет более экономичным. Правда, шины станут тверже и будут хуже поглощать энергию ударов от неровностей дорожного полотна. Кроме того, может начаться их неравномерный износ.
Замена воздушного фильтра
Обычно воздушный фильтр меняется раз в два года, однако лучше не тянуть так долго с заменой. Если автомобиль эксплуатируется на пыльных дорогах, то фильтрующий элемент быстро забивается.
Также он страдает и от мелкодисперсной химической взвеси, которая зимой поднимается над крупными магистралями городов-миллионников. Соли кристаллизуются на материале фильтра и снижают его пропускную способность.
Еще одна опасность кроется в тополином пухе, который в некоторых местах лежит на дорогах, как снег зимой. Он попадает скапливается внутри ячеек фильтра. В итоге, пропускная способность элемента падает и мотору не хватает воздуха.
Система впрыска не может приготовить идеальную смесь из-за меньшего количества воздуха и горючее оказывается переобогащено бензином. В итоге растет потребление топлива.
Поэтому лучше всего менять фильтр раз в год, после окончания зимнего сезона. Тогда летом мотору будет дышаться легко.
Плавные ускорения
Некоторые для экономии горючего стараются не пользоваться кондиционером и открывают окна, однако это ложный путь. Появление турбулентностей рядом с открытыми окнами увеличивает аэродинамическое сопротивление кузова и вынуждает мотор тратить больше энергии для поддержания прежней скорости. Поэтому лучше закрывать окна и пользоваться кондиционером так, как хочется.
А вот над чем стоит поработать, так это над выработкой правильного способа нажатия акселератора. Некоторые водители предпочитают рваные короткие разгоны и часто бьют по педали газа.
Причем они поступают так не только при стартах, но и в процессе равномерного движения. Многим нравится, как машина вздрагивает и затем резко ускоряется. Однако в эти моменты на колеса уходит слишком много энергии.
Лучше поберечь мотор и меньше топтать педаль акселератора. Плавные ускорения позволяют экономить гораздо больше топлива.