Волжский автомобилестроительный завод постепенно оправляется после серьезной встряски, вызванной прекращением поставок импортных комплектующих. За минувшие месяцы удалось найти замену некоторым бывшим партнерам, и началось производство «антикризисной» Lada Granta, которая лишилась наиболее дефицитных технических узлов. На очереди начало выпуска двух моделей Niva.
Но вот самая популярная модель АвтоВАЗа не изготавливается с начала марта. Когда же руководство предприятия решит вновь поставить Vesta на конвейер, пусть и в урезанном, «антикризисном» варианте?
Большая кооперация с Европой
8 июня 2022 года АвтоВАЗ после длительного простоя возобновил сборку автомобилей. Пока на конвейер встала лишь одна модель — это Lada Granta, которая выпускается сейчас в одной — «антикризисной» комплектации Classic'22. Машина собирается в кузовах седан, лифтбек и универсал. Из списка технических опций базовой версии машины исключены: антиблокировочная система тормозов ABS; подушка безопасности водителя; система ЭРА-ГЛОНАСС; стеклоподъемники; бортовой компьютер и прочие опции. Подобное усечение комплектации произойдет с Niva Legend и Niva Travel. Они изначально проектировались на работу без перечисленного оборудования и вполне могут обойтись без него, чего нельзя сказать о Lada Vesta.
Этот автомобиль спроектирован и построен на новой платформе «Lada B», которая разрабатывалась под руководством директора предприятия Бу Андерссона в конце 2000-х годов в сотрудничестве с компанией Magna. Новая архитектура предполагает широкое использование электронных опций в конструкции, из-за чего оказалось очень трудно быстро сделать из нее «антикризисную» версию. Слишком много импортного оборудования придется заменить.
К примеру, под капотом Lada Vesta должен устанавливаться 1,6-литровый 16-клапанный атмосферный 4-цилиндровый мотор мощностью 106 л. с. российского производства. Этот агрегат почти полностью изготавливается в Тольятти, за исключением управляющей электроники Bosch. Без ее систем впрыска мотор не заведется и машина не сдвинется с места. То же самое касается блоков антиблокировочной системы тормозов и электронной системы стабилизации.
При этом облегченную шатунно-поршневую группу для мотора производит американская компания Federal Mogul, имеющая фабрику в Тольятти. Сейчас выпускать такой двигатель трудно, поэтому завод сконцентрируется на старом 8-клапанном агрегате, который уже ставится на Granta.
Будет заменена и французская 5-ступенчатая механическая коробка передач JH3−510. Вместо нее могут устанавливаться российские трансмиссии от Granta.
Диск и корзина сцепления на Vesta поступают от известного немецкого бренда LuK, входящего в глобальную структуру концерна Schaeffler. Фирма имеет производство в Ульяновске. Возможно эта кооперация после ухода Renault тоже будет пересмотрена.
В колесах стоят французские ступичные подшипники SNR. Причем ступицы делает немецкий бренд ATE, а изготавливаются они не в России, а на заводе в Италии. И так по многим позициям. Между тем, активно ищутся новые поставщики, и возможно, вскоре автомобиль встанет на конвейер.
Уже в конце года
В июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме генеральный директор АвтоВАЗа Максим Соколов заявил, что производство «антикризисной» Vesta NG начнется в начале 2023 года.
Правда, губернатор Удмуртии Александр Бречалов более оптимистичен. В интервью ТРК «Моя Удмуртия» он поделился информацией, что АвтоВАЗ запустит конвейер на предприятии в Ижевске уже зимой 2022 года. При этом собираться там должны «антикризисные» Vesta с рядом нового оборудования.
Главная трудность заключается в ABS и в системе стабилизации ESP. Еще в феврале основной поставщик электроники на российский конвейер — компания Bosch —приостановила выпуск своей продукции в России и объявила о трудностях с выполнением ранее заключенных контрактов. Для новых версий Lada Vesta их, возможно, заменят китайскими аналогами.
Владимир Гаврилов