За 12 месяцев с 1 июня 2021 года число автомоек в крупных городах России сократилось более чем на 4%, свидетельствует исследование картографического сервиса 2ГИС, подготовленное по заказу «Газеты.Ru». При этом почти все падение пришлось на первую половину 2022 года, свидетельствуют данные сервиса.
Так, по данным 2ГИС, с января по июнь 2022 года количество моек в Москве уменьшилось более чем на 6%, в Санкт-Петербурге — на 7%, в Нижнем Новгороде — почти на 6%.
В Санкт-Петербурге за это же время закрылось почти 9% таких предприятий, в Казани — на 5%, в Челябинске и Москве в течение последнего года прекратили работу порядка 4% автомоек.
отмечается в исследовании картографического сервиса.
Исключение из этой тенденции среди крупных городов показывают лишь Волгоград, Ростов-на-Дону и Пермь, где число работающих автомоек практически не изменилось либо увеличилось на десятые доли процента.
Представители отрасли, продолжающие работу, жалуются на подорожание автохимии, используемой при мойке машин, а также проблемы с кадрами.
В частности, из-за нехватки сотрудников такие предприятия переходят в формат самообслуживания, отмечает коммерческий директор сети автомоек «Каскад» из Нижнего Новгорода Иван Краснов.
— объясняет Краснов в беседе с корреспондентом "Газеты.Ru". — В результате мойка может и не закрывается, но клиенты привыкают к новому формату — моют машины сами».
По его словам, в настоящее время наблюдается спад потока клиентов, сравнимый с тем, что был в период пандемии коронавируса. Кроме того, летом автомобили обычно моют реже, чем зимой или в межсезонье, добавляет он.
Представитель сети автомоек «Автодрайв» из Московской области по имени Алексей настаивает, что поток клиентов в настоящее время стабилен, однако жалуется на подорожание автохимии, из-за которого пришлось повысить цены на услуги.
— рассказал он «Газете.Ru».
К тому, что автомойка как бизнес в ряде случаев становится нерентабельной, помимо снижения спроса, ведут высокие цены на аренду земли и необходимость содержать очистные сооружения, отмечает вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян Хайцеэр.
Но в последние годы их стали жестко контролировать, налагая гигантские штрафы, — объясняет Хайцеэр "Газете.Ru". — Также резко снижает рентабельность мойки высокая плата за аренду земли. Чтобы этот бизнес был прибыльным, крайне важно быть собственником земли».
Экологические требования к таким предприятиям очень жесткие, а штрафы за их нарушение в течение последних нескольких лет выросли на порядок, добавляет он. В случае с автоматическими мойками к невозможности продолжать работу могут привести и проблемы с закупкой иностранных комплектующих для таких комплексов.
Кроме того, доходность автомоек, как правило, невысока», — заключил Хайцеэр.
Первыми закрываются автомойки, которые расположены на «непроходных» местах и не располагают стабильным пулом корпоративных клиентов, отмечает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
— рассуждает Шкуматов в беседе с "Газетой.Ru". — Автомобилисты, в свою очередь, стали экономить на мойке, поскольку это необязательная процедура».
На фоне падения спроса и повышения цен у автомоек сохраняются постоянные расходы, включая арендную плату, расходы на зарплату, воду и электричество, добавляет он. В ближайшем будущем с рынка могут уйти до 20% этих предприятий, в настоящее время этот процесс находится на начальной стадии, полагает Шкуматов.
Михаил Лобачев