Чтобы добиться успеха на Олимпе мирового автоспорта – в Формуле-1 – должно совпасть очень много факторов. Требуется большой бюджет, а команде нужна мощная база, лучшие инженеры и самые быстрые гонщики. Однако далеко не факт, что и это приведет к победам. И таких примеров было немало!
Toyota
Пожалуй, самый амбициозный проект за всю историю Формулы-1, который закончился провалом. Японцы решили пойти по примеру Ferrari, создать команду с нуля и делать самостоятельно не только шасси, но и двигатель с коробкой передач. Спортивная база Toyota Team Europe была расширена, из разных команд Формулы-1 переманили множество опытных инженеров.
Удивительно, но одержимые национальной идеей японцы (даже титульным спонсором была компания Panasonic) не пригласили пилотов из Страны восходящего солнца. В качестве гонщиков взяли Мику Сало, который в 1999 году заменял травмированного Михаэля Шумахера в составе Ferrari, и Аллана МакНиша – шотландец в 1998-м выиграл марафон «24 часа Ле-Мана».
Toyota планировала дебют на 2001 год, но его пришлось отложить из-за смены технического регламента – японцы разрабатывали двигатель V12, а в 2000-м году Международная федерация автоспорта (FIA) постановила, что команды Формулы-1 могут использовать только V10 объемом 3 литра.
Деньги лились рекой. Новый двигатель V10, целый год тестов на разных трассах – Сало и МакНиш накрутили больше 20 тысяч километров, немыслимый по современным меркам пробег. Казалось, что в чемпионате появилась новая топ-команда – Toyota даже набрала очки в первой своей гонке, Гран При Австралии 2002 года.
Но в бешеном темпе Формулы-1 необходимо постоянное развитие машины и оперативная реакция на решение каких-либо проблем. И этого у «Тойоты» не было – все управление велось централизованно из Японии, команде не давали никакой самостоятельности. Не помогала и ротация пилотов – после первого сезона Сало и МакНиша сменили Оливье Панис и Кристиано да Матта, которых затем поменяли на Ярно Трулли и Ральфа Шумахера.
Лучшим сезоном «Тойоты» стал чемпионат 2005 года, где японцы заняли четвертое место в Кубке Конструкторов, завоевав две поул-позишн, а гонщики пять раз поднимались на подиум. Но это было, скорее, следствием неудач соперников. Окончательно по амбициям «Тойоты» ударил финансовый кризис 2008 года, вследствие чего им пришлось попрощаться с Формулой-1. По слухам, потратили они почти 3 миллиарда евро, но так и не одержали ни одной победы.
Jaguar
В 2000 году в Формуле-1 появился еще один заводской коллектив – зеленые болиды команды Jaguar. Британцы пошли по классической схеме – просто выкупили команду Stewart Grand Prix у ее основателя, сэра Джеки Стюарта (к слову, трехкратного чемпиона Формулы-1). Сохранились и двигатели Ford – в те времена Jaguar еще входил в состав империи «Голубого овала».
Джонни Херберта в команде оставили – британец принес «Стюарту» единственную победу в хаотичном Гран При Европы 1999 года на трассе Нюрбургринг. Рубенс Баррикелло ушел в Ferrari, а оттуда в Jaguar взяли Эдди Ирвайна, вице-чемпиона все того же 1999 года. Так что состав пилотов выглядел многообещающе.
Но если Stewart Grand Prix умудрилась занять в 1999-м четвертое место в чемпионате, то Jaguar конкретно провалился: свой первый сезон команда закончила на девятой строчке, опередив лишь аутсайдеров – Minardi и Prost Grand Prix – и набрав лишь 4 очка! Для заводской команды это было неприемлемо.
Замена Херберга на Лучиано Бурти, а затем и на Педро де ла Росу ничего не изменила – машине не хватало и скорости, и надежности. За весь 2001 год команда набрала лишь 9 очков, поднявшись только на 8-ю строчку в чемпионате. И вряд ли «Ягуару» скрасил картину первый подиум на Гран При Монако.
В следующем году Эдди Ирвайн еще раз поднялся на подиум, но Jaguar Racing продолжила бесславное существование в Формуле-1 – высшим достижением команды осталась седьмая строчка в Кубке Конструкторов. А самым ярким моментом из недолгой истории в «Королевских гонках» был потерянный на первом же круге Гран При Монако бриллиант с носа болида Кристиана Клина.
Впрочем, впоследствии Марк Уэббер (уже тогда выступавший за Jaguar) подтвердил, что алмаз был ненастоящим. Сезон 2004 года стал для «Ягуара» последним – команду продали компании Red Bull. И те распорядились ресурсами гораздо более грамотно, выиграв 4 титула в Кубке Конструкторов и 5 – в личном зачете.
Aston Martin
Удивительно, но именитый производитель суперкаров долгое время вообще не имел никакой истории в «Королевских гонках». Дело обошлось лишь эпизодическим участием в чемпионатах 1959-1960 годов, однако Рой Сальватори, Кэрол Шелби и Морис Тринтиньян на троих не заработали ни одного очка – Aston Martin DBR4 и DBR5 оказались слишком ненадежными.
С тех пор Aston Martin упоминался лишь в качестве потенциального участника сезона 2008 года, а затем крылатый логотип красовался на болидах и комбинезонах гонщиков команды Red Bull с 2016-го по 2020-й.
Дело изменилось с покупкой канадским миллиардером Лоурэнсом Строллом гоночной команды Racing Point и доли в компании Aston Martin – зеленые машины новоиспеченного «заводского» коллектива вышли на трассу в 2021 году. Напарником сына владельца, Лэнса Стролла, стал четырехкратный чемпион Формулы-1 Себастьян Феттель.
Все выглядело многообещающе – Racing Point отличалась хорошей скоростью и наконец-то у команды не было недостатка в денежных средствах. Моторы Mercedes-Benz были самыми мощными в пелотоне, а опыт Феттеля должен был помочь совершить очередной рывок.
Но вместо этого Aston Martin закончил прошедший сезон лишь на седьмом месте, только дважды приехав на подиум (да и то, в Венгрии Феттель был дисквалифицирован за недостаток топлива в баке после финиша). А в этом году дела идут еще хуже – Aston Martin плетется на девятой строчке в Кубке Конструкторов, опережая лишь аутсадеров из Williams. Эксперты называют причиной провала авторитарный стиль управления Лоурэнса Стролла, а Феттель растерял мотивацию, когда понял, что машина далека от идеала.
BMW
Компания BMW издавна ассоциируется с автомобильным спортом, но в Формуле-1 немцы не были слишком активны, поначалу ограничиваясь поставкой двигателей разным частным гонщикам. Серьезное сотрудничество с командами в «Королевских гонках» началось лишь в 80-х годах.
Четырехцилиндровый двигатель M12 объемом 1,5 литра был компактнее, чем V6 у Ferrari и Renault, и имел одну турбину, поэтому был не настолько теплонагружен. Это позволило уменьшить площадь радиаторов и боковых понтонов, что хорошо сказалось на аэродинамике. Так что уже на третий год сотрудничества с командой Brabham, в 1983-м, Нельсон Пике смог стать чемпионом мира.
Правда, в дальнейшем таких успехов уже не было, хотя двигатель BMW M12/M13 продолжали использовать команды Brabham, Ligier и Arrows – в середине и конце 80-х в Формуле-1 всех подмяли под себя McLaren с мотором TAG/Porsche и Williams с «Хондой».
Возвращение BMW случилось в 2000 году, когда немцы начали поставлять моторы команде Williams. Двигатели оказались удачными – надежными и мощными, но как раз тогда начал блистать тандем Ferrari и Михаэля Шумахера. Первые два сезона BMW Williams F1 Team закончила на третьем месте, а в 2003-м Хуан-Пабло Монтойя вел реальную борьбу за чемпионский титул.
Сотрудничество с Williams так и не принесло BMW победы в чемпионате, а в 2005 году немцы купили команду Sauber. Но за все время BMW Sauber F1 Team выиграла лишь одну гонку – Роберт Кубица спустя год (в 2008-м) после страшной аварии на Гран При Канады умудрился стать первым на той же трассе в Монреале.
Сезоны 2007-2008 команда завершила в тройке лучших, однако машина 2009 года оказалась неудачной – за весь год Ник Хайдфельд и Роберт Кубица лишь по разу поднялись на подиум. И летом 2009-го глава BMW объявил об уходе из Формулы-1.
Honda
Honda у многих на слуху благодаря многочисленным победам в качестве поставщика двигателей для команды McLaren на стыке 80-х и 90-х годов прошлого века. Но мало кто помнит, что японцы дебютировали в Формуле-1 в качестве заводской команды еще… в 1964 году! Причем за пять лет присутствия в чемпионате Honda смогла одержать две победы.
В «Королевские гонки» Honda собиралась вернуться с собственной командой и доверила бывшему инженеру Tyrrell Харви Постлтуэйту разработку шасси, которое воплотило в углепластике компания Dallara. Машина даже вышла на тесты весной 1999-го, но вдруг Постлтуэйта сразил сердечный приступ, поэтому проект свернули, а Honda начала поставлять двигатели команде BAR в 2000 году. И в целом дела шли неплохо – в первом же сезоне это партнерство принесло пятое место в Кубке Конструкторов, а в 2004-м BAR Honda и вовсе оказалась лучшей после чемпионов из Ferrari!
Успехи воодушевили японцев, в конце 2005-го Honda выкупила команду у British American Tobacco и стала выступать под собственным именем. Сезон 2006 тоже был неплохим – четвертое место, а вот следующий год стал провальным. Болид RA107 привлекал внимание только необычной раскраской под земной шар и полным отсутствием рекламных логотипов – так Honda продемонстрировала свое ответственное отношение к окружающей среде. А на трассе машине катастрофически не хватало скорости и надежности – за весь чемпионат Дженсон Баттон набрал лишь 6 очков, а его напарник Рубенс Баррикелло – и вовсе ни одного!
В 2008-м грянул мировой кризис, боссы компании приняли непростое решение расстаться с командой Формулы-1, которая не показывала ожидаемых результатов. И продали все Россу Брауну за… 1 фунт стерлинга. Но машина, которую разработала Honda, на сезон-2009 года оказалась настолько успешной, что Brawn GP умудрилась… выиграть чемпионат! Не поторопись Honda с этим решением – получила бы этот долгожданный титул в свою копилку.
Впрочем, японцы недолго обходились без Формулы-1. Уже в 2015 году они вернулись в качестве мотористов команды McLaren, но слишком долго наверстывали отставание от конкурентов – еще в 2014-м регламентом было предписано перейти на гибридные силовые установки с двигателями V6 объемом 1,6 литра.
После трех лет мучений McLaren отказалась от моторов Honda, но те обрели себя сначала под обтекателями Toro Rosso, а затем и основного коллектива Red Bull. В итоге японцы добились успеха в своей «официально» последней гонке – Макс Ферстаппен из Red Bull стал чемпионом, а Honda ушла из Формулы-1, передав Red Bull права на использование силовой установки.