Кондиционеры в автомобилях устанавливаются еще с первой половины прошлого столетия. За последние годы их конструкция и принцип работы радикально не менялись. Как, впрочем, и подход к обслуживанию, а также диагностике.
Расскажем, как без специальных навыков и дорогостоящего оборудования проверить работоспособность климатической установки в машине. И как правильно обслуживать кондей в авто, чтобы он дольше прослужил.
Как проверить кондиционер
Самый простой способ убедиться, что автомобильный кондей работает — измерить температуру воздуха в салоне при заведенном двигателе и включенной на максимальное охлаждение климатической системе. Для этого подойдет обычный бытовой термометр или электронный градусник.
Можно воспользоваться пирометром, с ним замеры можно произвести быстрее и точнее. Если при температуре +20°С кондиционер охладит воздух в салоне на 10°С , то система работает в штатном режиме и ремонтировать ничего не требуется.
Если на улице тепло, а холод в салон не начал поступать, возможно вышел из строя компрессор. При включении системы индикатор на кнопке АС в салоне обязан загореться, а под капотом должен быть слышен несильный щелчок.
Он означает, что прижимная пластина примагнитилась к шкиву и вместе с ним начала приводить в движение поршни компрессора. Он может не запуститься, если в системе нет хладагента/фреона, износился, провис или оборвался приводной ремень этого узла, неисправна муфта включения или компрессор заклинило.
Если система работает, но воздух в салон поступает недостаточно охлажденным, возможно в ней мало фреона. В этом случае необходима дозаправка в специализированном сервисе.
Потери хладагента неизбежны. Даже в исправной и герметичной системе новой машины они могут составлять порядка 10% в год. И чем старше авто, тем потери больше. Фреон улетучивается через теряющие герметичность соединительные прокладки, микротрещины, повреждения и места коррозии на трубках магистралей. Также причиной неэффективной работы кондиционера может быть загрязненный и забитый конденсатор.
Как правильно обслужить кондиционер
Чтобы климатическая система в автомобиле исправно работала, нужно регулярно уделять ей внимание:
- чистить и промывать от пыли, грязи и пуха радиатор кондиционера (конденсатор) под капотом;.
- проверять герметичность системы и заправлять ее фреоном раз в 2 года для новых машин и ежегодно для авто старше 6 лет;.
- доливать масло для компрессора при заправке системы;.
- включать кондиционер хотя бы раз в 1−2 месяца как минимум на 10 минут, чтобы избежать высыхания соединительных элементов;.
- менять салонный воздушный фильтр во время плановых ТО;.
- проводить антибактериальную обработку испарителя кондиционера против грибков, микробов и бактерий.
Если заменить салонный фильтр, аккуратно промыть конденсатор или даже провести обработку системы от бактерий с помощью продаваемых в супермаркетах специальных пенных составов можно и самостоятельно, то для полной диагностики, ремонта системы, выявления утечек фреона и других операций по обслуживанию лучше обратиться в специализированные сервисы по кондиционерам. Или в автосервисы, которые оказывают в том числе и эти услуги.
Как подготовить кондиционер машины к лету
После долгого неиспользования климатической системы в автомобиле зимой важно правильно подготовить ее к летней эксплуатации. Это необходимо для поддержания исправности кондея и комфортного перемещения по жаре в прохладе.
Обычно под сезонной подготовкой кондиционера подразумевают его плановое обслуживание и диагностику: проверка герметичности, количества хладагента/фреона, функционирование всех компонентов и датчиков, а также антибактериальную обработку испарителя и очистку конденсатора.
Для продления срока службы системы кондиционирования в автомобиле водители используют различные лайфхаки. Например, на машинах с крупноячеистой решеткой в воздуховодах бампера устанавливают дополнительную сетку, чтобы защитить радиатор кондиционера от попадания на него мусора и летящих с дороги камней.
А еще автовладельцы советуют выключать кондиционер до завершения поездки и на последних сотнях метров к финальной точке маршрута оставлять работающей только печку. Она просушит воздуховоды, лишив микробы питательной среды для размножения.