Оштрафуют ли за текстовое сообщение, написанное за рулем?

Авто Mail.ru разбирается, как работают камеры фиксации нарушений, которые выписывают водителям штрафы за телефон

Сотовый телефон прочно вошел в нашу жизнь. Причем его основная функция — звонить и принимать звонки — с развитием технологий и появлением новых форматов коммуникации постепенно отошла на второй план. Современный смартфон — это мобильный офис, с помощью которого прямо на ходу можно решить массу рабочих и бытовых вопросов. Все бы ничего, если бы в ряде ситуаций это не было опасно. Сегодня поговорим про те «мобильные» риски, которые связаны с дорожным движением, а если быть совсем точным, то с его безопасностью.

Отвлечение внимания — причина каждого пятого ДТП с пострадавшими

Смартфон остается одним из самых значимых отвлекающих от наблюдения за дорожной обстановкой факторов. Это видно, что называется, невооруженным глазом. Достаточно, толкаясь в пробке, окинуть взглядом окружающие машины. Каждый третий водитель пялится в экран. Соцсети, мессенджеры, навигатор, другие мобильные приложения — все это в значительной степени забирает наше внимание и повышает риск попасть в аварию.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения утверждают, что разговор по телефону повышает риск попасть в ДТП в четыре раза, а написание сообщений — в двадцать раз.

По оценкам ученых, каждая пятая авария происходит из-за того, что участник движения отвлекся от контроля окружающей обстановки на посторонние действия. Причем касается это не только водителей, но и пешеходов.

В нашей стране результаты подобных исследований не публиковались, однако даже официальные статистические данные свидетельствуют, что проблема есть. Так, только непосредственно в момент разговора по телефону в прошлом году произошло 89 ДТП, в которых погибло 19 и ранено 106 человек.

Auto article image: 82176
Источник: Unsplash

При этом совершенно очевидно, что львиная доля таких фактов оказалась скрыта от статистики, ведь едва ли водитель сам сознается в том, что причиной аварии стало отвлечение внимания на телефон. Как говорят в таких случаях, нарушение отличается высоким уровнем латентности.

За разговор по телефону без хэндс-фри оштрафуют на 1500 рублей

Более показательны цифры, характеризующие правоприменительную практику. Напомним, что российские Правила дорожного движения (пункт 2.7) запрещают водителю «пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».

За нарушение штрафуют на полторы тысячи рублей по статье 12.36.1 КоАП РФ. В прошлом году по ней было вынесено без малого 129 тысяч постановлений о привлечении к ответственности.

Львиная их доля выявлялась инспекторами ДПС визуально, однако постепенно к этой работе привлекают искусственный интеллект, вооруженный автоматическими камерами. Техника научилась идентифицировать человека за рулем, который использует телефон без хэндс-фри, то есть держит его в руке. Таких штрафов за год выписано более 8 тысяч.

Вместе с тем доказывать такое нарушение совсем не просто. По этой причине существующее правоприменение в отношении водителей с телефоном в руках довольно разношерстно, а юристы до сих пор спорят, что считать нарушением, а что нет.

Дорожные камеры фотовидеофиксации
slide image for gallery: 25559 | Дорожные камеры фотовидеофиксации
slide image for gallery: 25559 | Дорожные камеры фотовидеофиксации
Дорожные камеры фотовидеофиксации
slide image for gallery: 25559 | Дорожные камеры фотовидеофиксации
7

По большому счету, то, что человек держит трубку у уха, еще не означает, что он ее использует по назначению, то есть разговаривает. Еще более спорная ситуация с применением гаджета для прочих задач. Например, для общения с помощью мессенджеров или серфинга в интернете. Как мы помним, это в пять раз опаснее разговора, ведь взгляд от дороги приходится отвлекать на большее время.

Однако формулировка ПДД и корреспондирующая с ней диспозиция статьи 12.36.1 КоАП РФ (пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук) намекают, что речь идет все же о разговоре. Согласитесь, нет большого смысла использовать хэндс-фри, если водитель пишет сообщение. Кроме, разве что, надиктовывания текста или отправки голосового сообщения.

Использование смартфона в качестве навигатора — это тоже повод для штрафа

С учетом имеющихся разночтений для того, чтобы минимизировать шанс обжалования постановления, на фотографиях нарушителей, прикладываемых к «письмам счастья», обязательное условие — характерное положение руки с телефоном у уха. Как показывает практика, камеры научились делать это достаточно уверенно и количество ошибок минимально.

А вот для визуального обнаружения нарушителя такого требования не выдвигается. Все отдается на откуп инспектору, который сам вправе оценить как способ использования гаджета, так и реальную угрозу безопасности дорожного движения. Он может вменить нарушение правил использования телефона и в том случае, когда телефон не находился у уха. В этом смысле есть шанс быть оштрафованным даже за использование навигатора. Однако, несмотря на высокую долю субъективизма при рассмотрении подобных административных дел, 90% штрафов по статье 12.36.1 водителями безапелляционно оплачивается.

Кстати, понимая, что телефон в машине — это существенный фактор риска, за рубежом пошли дальше, постепенно ужесточая требования. Например, во Франции разрешено использование только интегрированной в конструкцию автомобиля системы хэндс-фри. За использование наушника также штрафуют и начисляют штрафные баллы. Связано это с тем, что подобная система все равно не исключает полностью риски, а лишь в какой-то степени их уменьшает. При этом водителю все равно приходится отвлекаться на поиск нужного абонента, набор номера и тому подобное. Бортовая система в этом смысле более эффективна и, следовательно, безопасна.