Это была первая самостоятельная разработка «АвтоВАЗа», которая в свое время стала самой дорогой и престижной моделью «Жигулей».
«Полноприводные “Жигули”, как следует из названия, предназначены для селян. Для сказочно зажиточных селян — поначалу “Нива” стоит 10 тысяч 500 рублей. Средние доходы в городе не достигают двухсот в месяц, в деревнях получают и того меньше», — пишет Леонид Парфенов в книге «Намедни. Наша эра. 1971−1980».
В то время за ВАЗ-2103 просили 7700 рублей, а «копейка» стоила 5600 руб. Позднее цену на «Ниву» снизили до 9000 рублей, но даже при наличии такой суммы купить машину было проблематично — дефицит автомобилей сохранялся до конца СССР.
Одна из причин в том, что для государства приоритетом был экспорт и валютная выручка: были периоды, когда до 70% моделей «Нива» поставлялось за границу. В общей сложности более 700 тысяч штук было отправлено на экспорт в сотню различных стран мира. В некоторых государствах (Эквадор, Греция, Украина, Казахстан) автомобиль собирался из машинокомплектов.
Сегодня эта модель продолжает выпускаться под именем Niva Legend. Если точнее: в марте «АвтоВАЗ» работал лишь в отдельные дни, а в апреле ушел в полном составе в трехнедельный отпуск. Тем не менее сейчас у предприятия основные надежды именно на свои старые разработки — «Ниву» и «Гранту», в которых меньше всего импортных деталей. В основе последней — «восьмерка», которая не намного моложе «Нивы»: ВАЗ-2108 начали выпускать в 1984 году.
Официальные цены на «Ниву» сейчас начинаются от 898 900 рублей.
За созданием легендарной модели стоят имена:
Владимир Соловьев, главный конструктор
Петр Прусов, ведущий конструктор
Валерий Семушкин, дизайнер
Лев Вихко, конструктор
Вадим Котляров, ведущий испытатель