Первый заместитель главы МВД Александр Горовой направил в регионы письмо, в соответствии с которым ГИБДД должна по возможности отказаться от применения штрафов за незначительные нарушения. Преимущественно это относится к водителям грузовиков, задействованных в перевозке товаров народного потребления, сельхозпродукции и «иных грузов, необходимых для сохранения устойчивого развития экономики». Мера, выяснил «Ъ», введена для «сокращения рисков, обусловленных социальной напряженностью вследствие введения санкционных ограничений». Основные усилия инспекторы направят на контроль пьяных и лишенных прав автомобилистов, злостных нарушителей ПДД и неплательщиков штрафов.
Копия письма за подписью Александра Горового, направленного в региональные главки на прошлой неделе, появилась в субботу в одном из Telegram-каналов, посвященных деятельности ДПС. В МВД «Ъ» подтвердили, что такой документ действительно существует.
Сотрудники ГИБДД должны по возможности не наказывать водителей за «малозначительные нарушения» либо если нарушение совершается в условиях «крайней необходимости» или же применять устное предупреждение вместо штрафа.
В письме перечислены неисправности, при выявлении которых инспекторы не должны привлекать к ответственности:
- одна неработающая фара или фонарь,
- стеклоомыватель,
- чрезмерный износ зимних шин (остаток шин — менее 4 мм),
- повышенная дымность или шумность двигателя,
- неисправная система выпуска выхлопных газов,
- отсутствие зеркала заднего вида, звукового сигнала.
Отдельно перечислены неисправности для легковых машин, на которые сотрудники ДПС, по сути, смогут не обращать внимания:
- неработающий стояночный тормоз,
- применение шин с разными рисунками протектора на одной оси,
- отсутствие брызговиков.
В письме не сказано, что легковые автомобили для освобождения водителей от штрафов должны быть задействованы в перевозке товаров или грузов: таким образом, можно сделать вывод, что послабление коснется частично и рядовых водителей.
Принимать участие в мероприятиях, пишет Александр Горовой, ГИБДД должна исключительно после обращения губернатора с учетом «состояния дорожно-транспортной и оперативной обстановки». Участие полицейских в таких рейдах должно быть «минимизировано».
Письмо в регионы направлено по итогам совещания, где обсуждалась работа полиции «в условиях санкционного давления» (цитата по сообщению пресс-службы МВД России), которое Александр Горовой проводил 24 марта. По итогам было решено в том числе отменить большую часть плановых проверок бизнеса и не наказывать компании за нарушения, связанные с использованием тахографов при перевозке пассажиров внутри городов.
В письме господина Горового сказано, что меры принимаются в целях «сокращения рисков, обусловленных социальной напряженностью вследствие введения санкционных ограничений и связанными с ними экономическими последствиями» и для «обеспечения нормального функционирования объектов жизнеобеспечения и транспортной инфраструктуры». Основные усилия, следует из письма, сотрудники ГИБДД должны направить на «предупреждение» нарушений, приводящих непосредственно к ДТП с пострадавшими, а именно пьяное вождение, вождение без прав, управление автомобилем без номеров или с прекращенной регистрацией, а также управление машиной водителем, имеющим «значительное» количество неоплаченных штрафов или совершившим «многократные» нарушения.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин поддержал меры, изложенные в письме МВД. Он напомнил, что средний возраст грузового парка составляет 21−22 года, из-за чего инспекторы регулярно штрафуют водителей грузовиков за разные неисправности. Господин Матягин считает, что контроль за состоянием шин и тормозами нужно сохранить, так как это напрямую влияет на безопасность движения.
«Допустим, грузовик везет с нарушением какую-нибудь балку для ремонта стратегического объекта. Но инспектор ссылается на инструкцию, мол, такого вида товара не перечислено, и штрафует водителя, — приводит пример Владимир Матягин. — Проще было указать, что послабление касается всех видов грузов». В марте, напомним, «Ъ» уже подробно рассказывал о том, что сегмент автоперевозок на фоне санкций может столкнуться с дефицитом магистральных тягачей и полуприцепов, а также о планах Белого дома временно снизить требования техрегламента по выбросам автомобильных двигателей.
Государство могло бы ослабить контроль и за обычными водителями, получающими основную часть штрафов с камер (в 2020 году общая сумма наложенных в автоматическом режиме постановлений превысила 117 млрд руб.), считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Эксперт предлагает использовать предложенную еще в 2020 году ОНФ «риск-ориентированную модель», когда водитель, совершивший не более трех нарушений в год, получает только предупреждения вместо штрафов. Эксперт также предлагает исключить вынесение «писем счастья» с временных камер, которые устанавливаются в зоне дорожного ремонта и строительства. «Такие вещи сейчас многих злят. Отказ от тактики “мелких укусов” мог бы здорово снизить социальную напряженность среди водителей в эти непростые времена», — говорит он.
Иван Буранов