Как понять, что автомобиль перекрашивали?

В малярном деле довольно много ситуаций, когда ты не можешь ничего толком делать — остается сидеть и ждать. Чаще всего это касается сушки всего на свете — шпаклевки, грунта, краски, лака… В такие медитативные моменты подойти к маляру и завязать с ним разговор — отличное решение

Автомобиль новый, битый, крашеный

Вообще, Егор работал у крупного официального дилера по графику два через два, но после крупной ссоры и развода с очередной женой, выходные ему стали не нужны, и он по знакомству вышел на такой же график к нам. Как-то он в очередной раз в перерыве на сушку лака начал беседу о сложной судьбе, огромном количестве работы и маленькой зарплате у официалов. У меня тоже была передышка, и я прервал его монолог вопросом: «Братан, а зачем вообще у официалов малярные цеха? Ну я понимаю, гарантийные машины, которые приезжают чиниться по страховке, но разве они создают такой уж большой поток?» Вот уж не думал, что из такого простого вопроса может родиться целый роман-эпопея.

Егор посмотрел на меня, как на умалишенного, отхлебнул кофе и неторопливо начал.

— Ну, например, машины часто получают повреждения и в дилерских центрах.
— Ну тут, наверное, речь не идет о каких-то серьезных вещах?
— Да как тебе сказать. Самое серьезное повреждение, последствия которого пришлось устранять лично мне, — это падение машины с автовоза.

Вася
Источник: depositphotos.com

Тут уж пришло время мне выпучить глаза.

— А самая массовая работа была у меня прошлой зимой, вообще не разгибался месяц. У нас тогда рухнул от снега навес, под которым стояло что-то в районе 400 новых автомобилей. 200 из них получили те или иные повреждения. Угадаешь, сколько из них списали?
— Ну, допустим, 50.
— Ага, почти угадал. Четыре! — Егор с торжествующим видом любовался эффектом своих откровений, а я пытался осознать, как такое вообще может быть. — У нас менеджеры высмеивают тех, кто приходит получать новый автомобиль с толщиномером и детектором шпаклевки, а такие люди есть, и их уже немало, — хотя точно знают, что как раз эти инструменты вполне могут пригодиться. Но бывают фокусы, от которых никакой детектор не поможет.

Маляр раздухарился и явно не собирался останавливаться. Дальше я приведу его монолог от первого лица, чтобы не утомлять читателя многочисленными подробностями прямой речи.

Дело о волшебной регенерации

Как-то раз приехал к нам клиент, забирать новую, очень долгожданную машину. На нее очереди были несколько месяцев реально, и у него что-то там по срокам было жесткое, в общем по-любому надо было забрать день-в-день. И вот он приехал с другом, смотрит довольно придирчиво на машину и обнаруживает на водительской двери конкретную такую царапину — как будто отверткой провели или ключом. «Ой. Вы только не беспокойтесь! — тут же елейно ему говорит менеджер. — Пойдемте, кофе вот тут попьете! А мы пока все решим, буквально двадцать минут подождите!».

Клиент от этого воркования в шоке вместе с другом — что они там собираются решать? Покрасить дверь им явно не удастся за такое короткое время, заполировать? Но это ерунда же, мягко говоря, не заводское покрытие будет, не по технологии. Но все-таки как-то удается их уболтать и увести в клиентскую зону поближе к кофе-машине. И вот через полчаса их опять приглашают на осмотр. Они эту дверь чуть языком не лизали — ну ни малейших следов, как испарилась царапина! Регенерировала. Но такого же не бывает!

Малярка Вася
Источник: depositphotos.com

Менеджер тоже молодец, сдержанно так улыбается, тон корректный, «господа, если претензий к внешнему виду автомобиля у вас больше нет, давайте приступим к оформлению». Они на оформлении еще и номера машины лишний раз сверили, и комплектацию посмотрели — думали, им автомобиль целиком подменили.

Но нет. Подменили только часть. Как только менеджер вернулся обратно в приемную зону сервиса, где происходила выдача машины, он тут же позвонил в салон.

— Лех, у нас в шоуруме красная трехдверка стоит, она когда к выдаче? Через неделю? О, отлично, давай ее в сервис по-быстрому, а на ее место желтую ставь. Потом объясню.

То есть им всем повезло просто — такое совпадение. Точно такая же машина точно в таком же цвете, и уж конечно — без царапин на двери, это они сразу проверили. И арматурщики — молодцы, быстро стекло переставили, чтобы номера на всех стеклах совпадали. Снятая с «первоначального» автомобиля дверь, понятное дело, была установлена на «автомобиль-донор». Естественно, после полной покраски по полностью нормальной, не ускоренной и не «обходной» технологии, так что отличить этот «перекрас» было невозможно ни с помощью детектора шпаклевки, ни с помощью толщиномера ЛКП, ни каким-либо иным способом.

Чем мы хуже

Кстати, об отличиях. Об этом редко кто задумывается, потому что, как правило, смотрят на более бросающиеся в глаза вещи — совпадение основного тона, правильная ориентация «зерен» в металликах, ксераликах и прочих хамелеонах. Но если новый, точно не красившийся автомобиль хорошо вымыть и всмотреться на солнце именно в верхний слой лакокрасочного покрытия, то можно увидеть совсем небольшие «чешуйки», «микроволны» — так называемую «шагрень».

Обычно, в простонародье, так называют заметный дефект покрытия, но в среде профессиональных маляров хорошо знают, что дефектом она становится в случае грубых ошибок при нанесении какого-либо слоя ЛКП. Даже в этом гипертрофированном виде шагрень можно увидеть практически на любом автомобиле — нужно только заглянуть куда-нибудь поглубже — в углы багажника, на стыки пола и порога внутри автомобиля, под усилители пола — туда, где равномерная качественная покраска всеми необходимыми слоями максимально затруднена.

Конечно, на видимых кузовных панелях ничего такого вы не увидите, «чешуйки» едва заметны, но они есть. В нормальной ситуации шагрень чем-то сродни отпечатков пальцев — у каждой марки (а иногда — у некоторых моделей, производящихся на разных заводах или красящихся в разные цвета) она своя, нужно только знать, куда смотреть, и хорошо помнить, как выглядит настоящее заводское покрытие. В этом смысле шагрень — это следы растекания капель лака. Т.к. заводские краскопульты настроены всегда одинаково и покрытие получается очень однородным, чешуйки шагрени совсем мелкие — их в таком виде и оставляют после окраски.

Автосервис
Источник: depositphotos.com

Проблема в том, что повторить заводскую шагрень в «полевых» условиях очень тяжело. Ее формирование зависит от огромного количества факторов — это и марка лака, и его состав — сочетание с разбавителем и отвердителем, и дюзы краскопульта, и давление, с которым происходит окраска, и метод сушки. Это дилерам выдаются полные технологические карты, а маляру-гаражнику нужно накопить огромный опыт, чтобы точно «попадать» в заводскую шагрень.

Если «не попасть», разница будет заметна очень сильно. Поэтому многие предпочитают с этим не возиться, а попросту положить более толстый слой лака, который потом отполировать. Получается идеально гладкая поверхность, без этих самых «чешуек». Она почти не отличается от заводского покрытия, особенно с учетом того, что в любом случае свежеокрашенная деталь отличается от старой. Если же разница получается заметной, иногда прибегают к полировке соседних деталей, например, при ремонте двери могут обработать всю «бочину». Это уже вариант похуже, сопряженный с определенным риском, потому что никто не знает, сколько раз автомобиль полировали до этого и какой слой лака там остался. А значит, возможны «протиры» лака до базы при последующих полировках, да и царапины от случайных веток могут стать фатальными.

Контент недоступен

Полезные советы:

  1. Первый совет уже дал Егор: когда едете забирать новый автомобиль из салона — захватите с собой толщиномер и детектор шпаклевки, а если их нет или не умеете пользоваться, — друга, у которого есть и который умеет.
  2. Осматривайте машину внимательно и не стесняйтесь говорить об обнаруженных дефектах.
  3. Кроме царапин и следов кузовного ремонта, на новых автомобилях могут быть и другие дефекты — пятна в салоне, севшие аккумуляторы — особенно, если машина долго стояла в шоуруме. О них тоже надо заявлять сразу.
  4. Если на машине красили какие-либо детали — постарайтесь привлечь к процедуре приемки машины знакомого маляра, проверенного и независимого. Либо пройдите у него краткий курс «как определить, попали ли при покраске в цвет и шагрень».
  5. Пожалуй, самые неприятные в покраске детали — это крыша и задние крылья. Их нельзя снять с машины и поэтому сложно как следует обработать, дефекты на них заметнее всего.