Неоднократно представители МВД и ГИБДД заявляли, что на дорогах страны, помимо действующих комплексов фото- и видеофиксации нарушений, устанавливаются неработоспособные муляжи для дисциплинирования водителей.
Из-за недостатка средств для покрытия камерами всей площади дорожной сети власти прибегают к помощи подобных устройств, которые позволяют мотивировать водителей соблюдать скоростной режим.
Где чаще всего ставятся подобные комплексы и можно ли их издалека отличить от работоспособных?
Где ставят обманки?
Комплексы видеофиксации нарушений снижают аварийность на дорогах. В их зоне действия другие участники движения ведут себя более дисциплинированно, особенно если время от времени по почте приходят штрафы.
Поэтому эти устройства монтируются в наиболее опасных местах, где конфигурация дороги или ограниченная видимость не позволяет ездить быстро и становится крайне необходимым соблюдение Правил дорожного движения.
Чаще всего муляжи устанавливают в тех местах, где раньше уже работала настоящая камера. Водители достаточно быстро привыкают и начинают снижать скорость по привычке. А муляж должен напоминать, что измерительный прибор все-таки существует и действует. Настоящая же камера переносится в другое опасное место, где раньше висел муляж или вообще не было систем слежения за трафиком.
Обманка хорошо заметна издалека и, как правило, имитирует комплекс «Стрелка», который обладает высокой эффективностью и способен отслеживать пару десятков целей одновременно.
Еще появления муляжей можно ожидать на относительно малозагруженных трассах, где недостаточно высокий трафик и нарушителей немного. Все-таки камера — это дорогое оборудование, и ее установка должна окупаться.
Чтобы дисциплинировать водителей, иногда в зонах установки обманок начинают работать мобильные комплексы. Они паркуются на обочине и ведут мониторинг дорожной обстановки.
Как распознать муляж?
Простой способ понять, что вместо настоящей камеры висит муляж, — это использовать радар-детектор. Если портативный прибор не улавливает радиоволн, испускаемых стационарным локатором, и не подает звуковых сигналов, значит, перед вами всего лишь пустой ящик без оборудования.
Если антирадара в машине нет, то водителю помогут наблюдательность и хорошее зрение. Стандартный комплект стационарного оборудования прибора «Стрелка» состоит из трёх блоков, а именно из камеры, радар-приемника и электронного модуля для анализа и обработки информации.
Камеру с радаром, как правило, располагают рядом друг с другом на одной мачте, а вычислительный модуль крепят отдельно от них на столбе. Все оборудование переплетено ворохом проводов, которые плотно закреплены хомутами к мачте. Бывает, что рядом с комплексом висит отдельная петля проводов, необходимая для регулировки, перестановки и настройки модулей. Все ящики плотно закрыты и защищены от снега.
С муляжами же рабочие обычно не церемонятся и устанавливают их кое-как. У них нет большого количества кабелей, часто можно увидеть пустые отверстия в корпусе. У обманок также может отсутствовать корпус вычислительного модуля, который не всегда имитируют для установки на мачте.
Кроме того, большинство комплексов фиксации нарушений оборудованы источником инфракрасного излучения для определения в темное время суток номеров транспортных средств. Человеческий глаз не реагирует на эти лучи, а вот камера их фиксирует и записывает.
Если настроить автомобильный видеорегистратор или смартфон в держателе так, чтобы фокус объектива смотрел точно на мачту, то при проезде в зоне действия инфракрасной подсветки на записи будет видно легкое розоватое помаргивание лампочек.
Если засветки нет, то инфракрасные излучатели отсутствуют и дорожная камера не может зафиксировать номер транспортного средства в темное время суток. В этом случае перед автомобилем находится муляж.
Самый же простой и эффективный способ узнать обманку — это посмотреть на схемы, которые распространяет ГИБДД. На электронных картах выкладывается вся информация о комплексах фото- и видеофиксации, она доступна для скачивания на смартфон или на компьютер.
Власти не стремятся обмануть водителей с помощью муляжей и публикуют всю информацию о расположении всех действующих камер. Эта информация регулярно обновляется.
Владимир Гаврилов