Как восстановить редкий японский автомобиль

Сейчас такие машины, как эта Toyota Corona Mark II 1978 года выпуска, можно увидеть разве что в музеях. Туда-то мы и отправились.
Светлана Парфенова

Владелец автомобиля, Александр, фанат Toyota. В качестве машины на каждый день он использует Toyota Camry, а Toyota Corona Mark II — для настроения и летних выходных. Это редкая праворульная машина. Настоящий JDM, без единой капли тюнинга.

История автомобиля очень интересная. Когда-то давно Toyota Corona Mark II принадлежала моряку, который перегнал ее c Дальнего Востока в Москву своим ходом и перепродал. У следующего владельца машина сломалась — забарахлил движок. После долгого простоя «японку» сдали в утиль, а потом ей просто повезло: редкую «Тойоту» увидел и спас друг Александра, неимоверными усилиями снова поставив ее на учет. Ну, а дальше ее купил Александр.

Toyota Corona Mark II 1978 (02)
Источник: Авто Mail

За 200 000 рублей он получил автомобиль в практически полностью комплектном состоянии. Единственное, не хватало переднего фартука. При этом, разумеется, было и множество «но». Машина запускалась плохо, тормоза работали только с одной стороны, автомат не переключал передачи и по кузову были вопросы.

Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978

Чем же привлекателен этот экземпляр? Это модель «эпохи топливного кризиса», тогда Toyota Corona Mark II считалась машиной некрупной по заокеанским меркам, но длинный капот и 6-цилиндровый двигатель определенно повышали ее статус. Она во многом предопределила успех японских автомобилей на американском рынке. Toyota Corona Mark II — одновременно и самостоятельно позиционируемая ветвь модели Corona, и прародитель большой линейки Toyota Mark II. А Toyota Mark II, в свою очередь, стала основой для Toyota Cresta, Toyota Chaser и Toyota Cressida.

На крышке багажника вы заметите необычную надпись «Toyopet». Так называлась фирменная дилерская сеть Toyota, существовавшая в Японии до конца 1970-х. Некоторые модели малого и среднего класса продавались под этим суббрендом как внутри страны, так и на экспорт. В общем, Corona Mark II — это настоящий раритет. Перед вами третье поколение модели.

Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978

Хорошо, что Сашин отец — тоже большой любитель автомобилей. Они начали заниматься проектом вместе. Все делали своими руками, в гараже. Начали с оживления мотора, поменяли расходники, свечи, убрали все течи.

Двигатель здесь — это рядная атмосферная шестерка из серии M, выпускавшейся с 1965 по 1993 годы и ставившейся на наиболее престижные модели «Тойоты». Карбюраторный M-U — объемом 2 литра и мощностью 110 лошадиных сил. Вот только родная клапанная крышка была сильно деформирована, а найти получилось только аналогичную деталь от мотора M-EU.

83526, 83516, 83426, 83531, 83525
83526, 83516, 83426, 83531, 83525
83526, 83516, 83426, 83531, 83525
83526, 83516, 83426, 83531, 83525
83526, 83516, 83426, 83531, 83525

У этого карбюраторного двигателя даже есть электронный блок управления, который получает информацию с датчика кислорода после катализатора и раздает команды многочисленным клапанам, оптимизирующим процесс смесеобразования. А еще двигатель, через вискомуфту приводит в движение насосы ГУРа, кондиционера и вентилятора. За охлаждение отвечает огромный латунно-медный радиатор.

Буквы TTC-C на багажнике расшифровываются как Toyota Total Clean System — Catalytic Сonverter и означают соответствие нормативам по выбросам, принятым в Японии в 1968 году.

Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978

С коробкой передач (здесь трехступенчатый автомат) пришлось повозиться. Нашли и купили контрактную, но она тоже не заработала, и пришлось купить еще одну. Ну, а дальше взялись за настройку переключения передач. Информацию о том, что пора переключать передачи, автомат получает от оборотов двигателя и положения дроссельной заслонки, от которой к коробке идет отдельный тросик. Отрегулировать натяжение этого тросика оказалось непростой задачей.

Далее занялись тормозами. Всю систему разобрали до винтика и заменили все сломанное. Оказалось, что в заднем барабане вообще не было механизмов, все необходимое докупили.

Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978

Покраской кузова занимался друг Александра, Евгений. Красили «Тойоту» в сервисе «Все свои». Кузовом занимались почти два года! Разбирали все до винтика, пескоструили дно, где нужно — подваривали (например, низ передних крыльев и задний фартук). Недостающий фартук и вовсе изготовили с нуля из листа нержавейки: отстучали новую деталь по оригинальным чертежам и фото.

Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978

Пока делали кузов, владелец докупал недостающие или сломанные элементы. Например, правый фонарь, комплект всех личинок дверей и пр. Восхищает тот факт, что салон автомобиля, несмотря на его почтенный возраст, отлично сохранился в первозданном виде, хотя и потребовал немалых усилий по детейлингу, проведенному Александром своими руками.

Toyota Corona Mark II 1978 (02)
Источник: Авто Mail

Часть деталей время не пощадило. Например, пришлось перетянуть заднюю полку, поменять все лампочки, которые не горели, починить магнитолу, покрасить стойки зеркал и центральную консоль. Что интересно, немногочисленные и выразительные деревянные элементы здесь — действительно деревянные, а не пластиковая подделка. Что здесь еще интересного: электрические регулировки обоих зеркал сочетаются с ручными стеклоподъемниками, радиоприемник и кассетный проигрыватель разделены — первый шел в базовой комплектации, а второй предлагался опционально.

Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978
Toyota Corona Mark II 1978

Найти запчасти на Toyota Corona Mark II сейчас очень сложно. Если ходовую или что-то для мотора купить б/у или новое еще можно (после долгих поисков), потому что несколько поколений японцы ничего не меняли, то кузовщину или элементы салона — практически нереально, либо за очень большие деньги. При этом все детали, которые были установлены на машину в процессе реставрации абсолютно новые или б/у именно от этого кузова. Работа проделана колоссальная. Машина, разумеется, теперь используется только летом. А зимой стоит в Музее Японских Автомобилей «Buckets Empire».