Как самостоятельно проверить работу мотора с помощью листа белой бумаги

Иногда при выборе машины приходится оценивать состояние силового агрегата. А как это сделать без диагностического оборудования?

Обычно диагностика современного мотора происходит с помощью электронного оборудования. Компьютер подключается с помощью разъема OBDII к центральной шине, и на его экране выводится вся информация о работе систем и агрегатов.

Лист бумаги
Источник: Unsplash

Однако как проверить силовой агрегат, если ноутбука нет под рукой? На помощь может прийти обыкновенный лист бумаги. Как же с его помощью оценить состояние мотора?

Противодавление

Проверка состояния двигателя проводится на хорошо прогретом моторе. Дело в том, что холодный силовой агрегат работает на обогащенной смеси, и характер выхлопа немного иной.

Кроме того, в выхлопной системе скапливается конденсат, который разбрызгивается потоками газов наружу. Причем вода растворяет в себе сажу и придает взвеси черный цвет.

content image for: 64495

Приступать к проверке необходимо, когда температура охлаждающей жидкости достигнет минимум 50 градусов, но лучше всего поездить на транспортном средстве более 15 минут, чтобы температура достигла 90 градусов.

Подносим к выхлопной трубе лист белой бумаги. Держим его в таком положении несколько минут и следим за его состоянием. Если бумагу засасывает в трубу, то это говорит о противодавлении.

Причиной низкого разрежения является то, что отработавшие газы, выбрасываемые в систему выпуска, не успевают полностью пройти через нее из-за ограничения пропускной способности. Возникает замедление потока, и отработавшие газы застаиваются и не способны вовремя покинуть камеры сгорания. В начале такта впуска их засасывает обратно, что влияет на характер горения смеси.

Выхлопная труба
Источник: legion-media.ru / Sebastian Gollnow

Причиной поломки, возможно, также стали прогоревшие клапаны или плохо работающая система рециркуляции выхлопных газов EGR (Exhaust Gas Recirculation), которая служит для переброски части выхлопных газов во впускной коллектор для кратковременного снижения эффективности горения.

Кроме того, могут возникнуть проблемы с газораспределительным механизмом ГРМ. Но самая распространенная причина — это засорение и пригорание ячеек каталитического нейтрализатора. Во всех случаях предстоит серьезный ремонт.

Неравномерное дрожание

При нормальной работе мотора бумага будет равномерно дрожать, как лист на ветру. Никаких изменений ритма, хлопков или поддуваний в сторону быть не должно. Если неравномерность проявляется, то она говорит о проблемах с зажиганием в одном из цилиндров. Часть смеси подаётся неравномерно, из-за чего наблюдается рывок. Двигатель при этом должен вибрировать и трястись. Необходимо проверить свечи зажигания или катушки.

Выхлопная труба
Источник: Patrick Daxenbichler

Капельки масла

Через минуту-другую нужно рассмотреть лист бумаги. В идеале он должен быть абсолютно чистым. Допускается немного влаги с крапинками сажи, потому как конденсат в трубах присутствует всегда.

Если на листе видны коричневые разводы, похожие на следы от масла, то стоит насторожиться. Горячее масло выбрасывается через повреждения стенок цилиндров и попадает в выхлопную систему. Предстоит проверить мотор на предмет задиров на стенках камер сгорания.

Конечно, и исправные моторы, в особенности турбированные, часто выбрасывают смазывающую жидкость через трубу, но происходит это не на холостых оборотах, а при активном добавлении газа. Поэтому капельки масла на бумаге должны насторожить.

Глушитель, выхлопная труба
Источник: legion-media / WireStock

Светлые разводы

Маслянистый налет светлого цвета говорит о другой поломке, а именно о том, что в выхлопе присутствуют пары антифриза. Охлаждающая жидкость может попадать в масло через прогоревшую прокладку блока цилиндров.

В этом случае из выхлопной трубы должен идти белесый пар. Ездить на машине нельзя из-за риска серьезного повреждения механики, так как разбавленное масло перестает правильно работать. Утечка антифриза также свидетельствует о возможных проблемах с головкой блока цилиндров.

Выхлоп
Источник: Oscar Sutton / Unsplash

Серо-черные пятна

Когда на листе белой бумаги заметен равномерный серо-черный нагар, похожий на налет сажи, то это верный признак нарушения работы смесеобразования. Возможно, есть проблемы с датчиками, влияющими на работу впрыска.

Тогда топливо сгорает не полностью, и пары бензина оставляют на раскаленных поверхностях клапанов и поршней черный осадок, который препятствует нормальной работе двигателя. В этом случае на приборной панели загорается лампа Check Engine, но продавцы ее гасят в настройках.

Check Engine
Источник: legion-media / B Christopher

Если какая-то из названных проблем присутствует, то не будет лишним посетить станцию технического обслуживания и сделать полноценную диагностику мотора. При подтверждении поломок от покупки неисправного автомобиля лучше отказаться.