Проезд по платным дорогам в России подорожает в два-три раза

Минтранс опубликовал проект постановления, согласно которому, российские водители будут платить, как европейские
Павел Ёлшин

Министерство транспорта разработало новую систему тарификации проезда по платным дорогам в России. По действующим нормам максимальный размер платы — 3 руб./км (за исключением искусственных сооружений вроде мостов и путепроводов; там — 21 руб./км). Подготовленное постановление предусматривает повышение базового тарифа до 5 руб./км. Причем это касается только существующих дорог. На трассах, созданных в результате нового строительства, предельный тариф будет поднят до 8 руб./км, то есть почти в три раза. В качестве обоснования говорится, что примерно столько стоит проезд по платным дорогам в Европе, если пересчитать тарифы с учетом наших реалий.

Пункт взимания оплаты за платную дорогу в Одинцово
6фотографий

В отношении искусственных дорожных сооружений по новому постановлению плату можно будет увеличить до 29 руб./км. Мы говорим об обычных «государственных» дорогах. На трассах, которые созданы в рамках концессионных соглашений, действуют другие тарифы (там уже сейчас могут брать до 84 руб./км).

Как утверждается в пояснительной записке, приложенной к постановлению, задача этих мер — увеличение темпов строительства в условиях дефицита бюджетного финансирования. Иными словами, недостающие государству средства должен выложить из своего кармана автомобилист.

Откуда вообще взяты эти ставки? Их разработчики приводят европейские расценки. Например, в Великобритании километр обходится в 10,8 рубля, во Франции в 9 руб., в Италии в 8,1 руб., в Греции в 5,57 руб. Конечно, учтено, что подобные тарифы для европейца — это совсем не то же самое, что для россиянина, в силу разницы в доходах. 

Если пересчитать западные цены в рубли с учетом реального соотношения паритета покупательной способности, то окажется, что средняя цена километра на Западе — 3,59 руб.

У нас сейчас водители в среднем отдают 2,65 руб. за 1 км (на тех дорогах, где предельная ставка — 3 руб.), то есть получается, что в Европе цена на 35,5% выше. От этого отталкиваются разработчики новых тарифов — надо поднять среднюю планку до европейского уровня. Но еще они учитывают, что нынешние предельные ставки были введены еще в 2015 году, а с тех пор российская инфляция была столь велика, что надо накинуть еще 22%. И вот так нынешние 3 рубля превращаются в 5 рублей, то есть рост тарифа — 67%!

Ну а на вновь строящихся дорогах повышение тарифа с 3 руб. до 8 рублей — это рост на 167% или в 2,7 раза.

Звучит не очень оптимистично. Для сравнения: в Польше сейчас водители в среднем платят 4,5 руб. за километр.

Кстати, для тех, кто активно пользуется платными дорогами, мы подготовили полезный материал — «Лайфхаки для платных дорог: какой транспондер лучше выбрать».

Контент недоступен