В начале 2000-х смертность на дорогах была высокой. Так, в 2005 году в авариях погибли почти 34 000 человек. А вот по итогам 2020 года российская статистика отрапортовала о 15 788 погибших. Цифра все равно немаленькая, но и положительная динамика налицо. За счет чего же удалось снизить количество летальных исходов при авариях на дороге почти в 2 раза?
Нацпроектом по болевым точкам
Одной из основных причин большого количества ДТП и высокой смертности в авариях 1990−2000-х стал взрывной рост автомобилизации населения, при этом дороги еще не были готовы к такой загруженности. Автомобиль после советских ограничений стало купить достаточно просто, а мгновенно построить новую или отремонтировать существенную часть дороги не получалось ни в какое время ни в одном государстве. Увеличилось количество автомобилей, выросли скорости, а дорожные условия возросшей нагрузке явно не соответствовали.
Одновременно с воздействием на другие факторы власти пытались решить и дорожную проблему, и, похоже, несколько лет назад нащупали верный путь. После успешной реализации в 2017—2018 годах в 36 регионах страны приоритетного дорожного проекта «Безопасные автомобильные дороги» инициатива получила статус нацпроекта, который сейчас называется «Безопасные качественные дороги».
Болевая точка: освещение
Согласно статистике 2020 года, в темное время суток происходит около трети всех ДТП. Только вот какой интересный поворот: аварии именно в темноте наиболее опасны. На них приходится примерно две трети всех погибших пешеходов.
Благодаря нацпроекту на региональных трассах монтируется освещение, причем, как правило, решение вопроса освещенности сводится далеко не к проблеме «вкрутить лампочку». Например, в Кабардино-Балкарии пришлось устанавливать три новых трансформаторных подстанции. Расходы оправданы в первую очередь тем, что местные жители наконец-то могут чувствовать себя в безопасности.
Болевая точка: тротуары
Почти треть всех погибших на дорогах за 2020 год (4205 человек, по данным ГИБДД) — пешеходы. Странно осознавать, что при такой угнетающей статистике в стране есть довольно крупные населенные пункты, не оборудованные банальными тротуарами. «Безопасные качественные дороги» исправляют этот недостаток с максимально доступной скоростью. Только за последнее время тротуары рекордной протяженности появились в Адыгее (4 км в станице Ханская, ул. Верещагина), Самарской области (7 км, деревня Большая Глушица) и в других субъектах федерации.
Участие в национальном проекте «Безопасные качественные дороги» позволило нарастить объемы и ежегодно ремонтировать не менее 40 тыс. кв. м тротуаров. Все пешеходные зоны мы делаем доступнее для людей с особенными потребностями, для этого укладываем тактильную плитку и обустраиваем пологие спуски.
Болевая точка: светофоры
В этом году благодаря нацпроекту в российских регионах установят более 2000 светофоров, причем значительная часть из них — инновационные. Даже начинающим участникам дорожного движения понятно, что светофоры — один из наиболее эффективных методов повышения безопасности и профилактики ДТП. Особенно если это светофоры нового поколения.
Первый такой светофор в рамках национального проекта появился в Стерлитамаке (Республика Башкортостан). Он не только дублирует сигналы дополнительной светодиодной лентой, установленной на стойках и опорах основного светофора, но и настраивается через диспетчерский пульт.
Всего в этом году мы установим пять новых светофорных объектов и семь будем модернизировать.
«Умные» светофорные объекты с немного другим набором функций активно используют в Саратове. Часть из них расположены на оживленных трассах и оборудованы кнопкой переключения, чтобы не тормозить интенсивный поток просто так. Чтобы переключить сигнал, пешеход нажимает на кнопку и безопасно переходит дорогу, в остальное время для автомобилей горит зеленый свет. Все саратовские светофоры, попавшие под модернизацию (а это 32 объекта в прошлом году и 17 — в этом), дополнительно подсвечивают пешеходный переход, предупреждая водителя о необходимости уделить перекрестку повышенное внимание.
Ежегодно достижения проекта тщательно анализируются, корректируются прогнозы на последующие периоды. Пока что динамика позволяет надеяться, что эта благородная и амбициозная цель будет достигнута в срок. Ведь с начала реализации проекта смертность стабильно снижается на 6−7% в год, а темпы строительства новых и приведения в современный вид существующих дорог и не думают останавливаться.