Шаг 1. Конкретизируем выбор
Открываем крупный сайт объявлений — например, Авито Авто — и начинаем выставлять наиболее актуальные для нас фильтры. Настроить поисковую выдачу проще, когда покупатель точно знает, что именно ему нужно. Однако даже если вы из таких целеустремленных людей, советуем все равно «пощелкать» по другим параметрам желаемой машины — возможно найдется что-то более выгодное или привлекательное. Одна и та же по сути техника может производиться под двумя, тремя, а то и пятью разными «вывесками», и «брат-близнец» может быть более доступным или более распространенным, чем выбранная вами модель (примеры таких «двойников» или «почти двойников» — Chevrolet Express и GMC Savana, Mitsubishi Pajero и Montero, Ford Mondeo и Volvo V50 — список можно продолжать до бесконечности).
Скорее всего по умолчанию вам откроется список предложений для вашего города/региона. Предполагается, что автолюбитель не поедет смотреть понравившуюся машину из Калининграда во Владивосток или из Адыгеи в Норильск, хотя это и не является догмой.
В любом случае имеет смысл проверить, как обстоят дела у «соседей» по стране, иногда бывает полезно в выходные смотаться в соседнюю область и посмотреть интересующие предложения там.
Кто-то начинает подбор с определения «коридора» доступного бюджета, кому-то принципиально купить спорткар или пикап, а есть и такие, кому почти все равно, какая будет машина, лишь бы не ломалась и была синей (да, и такие тоже есть!). Все это можно легко настроить в фильтрах сайта, чтобы в итоге получить выборку из нескольких сотен автомобилей — это уже массив, который можно хоть как-то систематизировать.
Шаг 2. Внимательно смотрим и читаем объявления
Порой по объявлению сложно понять, что за автомобиль перед вами и стоит ли тратить время на телефонные переговоры или просмотр. Тем не менее, кое-что про машину из объявления понять можно, особенно если описание автомобиля более развернутое, чем рубленое «салонам не беспокоить, торг — у капота». Часто люди выбалтывают то, что как раз хотели бы скрыть, — это выдают такие фразы как, например, «кондиционер всегда отлично работал» или «задняя передача в коробке не хрустит» — такие оговорки словно сами подсказывают покупателю, что именно стоит проверить в первую очередь.
Подробное, скрупулезное описание машины — увы, далеко не всегда гарантия соответствия автомобиля вашим представлениям о прекрасном. Часто многочисленными, но второстепенными подробностями продавец пытается отвлечь покупателя от действительно серьезных, но тщательно замаскированных и зачастую неочевидных проблем.
Зачастую — просто потому, что они не могут знать множество подробностей об автомобиле, которым владел другой человек. В любом случае, посмотрев отчет о диагностике интересующего экземпляра, необходимо максимально дотошно расшифровать каждое слово, причем применительно именно к этой конкретной машине: где-то «ошибка соленоида выбора третьей и четвертой передачи» на роботе может означать копеечную замену разъема, а где-то — замену или капремонт всей коробки. В этом вам может помочь в том числе и подробный отчет «Автотеки».
Шаг 3. Мониторим ситуацию
Практически у любого сайта сейчас есть опция «сохранить параметры поиска» — сделайте это, и открывайте ссылку каждый день на протяжении пары недель — месяца (желательно, чтобы к этому моменту выборка была сужена максимум до пары сотен автомобилей, больше вы не сможете просмотреть физически). Такой мониторинг позволяет проанализировать:
Динамику цен на выбранную машину. Возможно, стоит подождать пару месяцев, чтобы цена достигла минимума, если налицо ее постоянное, но не резкое снижение — или, наоборот, поторопиться с покупкой, если день ото дня подержанные автомобили становятся все дороже и дороже.
Ситуацию с пробегами. Массовое появление машин с неприлично низкими для своего возраста показателями говорит о том, что пробег легко «скручивается», а значит, машины с нормальным или большим пробегом будут вызывать больше доверия именно применительно к этой модели.
Ликвидность. Если новые объявления часто появляются и относительно быстро исчезают — значит, и у вас не будет особых сложностей при продаже выбранной модели машины.
Стратегию поведения при покупке. Есть модели с огромным выбором — тут можно повыбирать. А есть такие случаи, когда хороший экземпляр — на вес золота, ловить и хватать его надо, едва он только появился на сайте.
Востребованность конкретных экземпляров. Например, машина висит на сайте год, продавец постепенно снижает цену, но объявление все равно не исчезает — почти всегда это показатель серьезных проблем либо с самой машиной, либо с документами на нее. Слишком низкая цена — тоже повод насторожиться, часто дешевые объявления размещают телефонные мошенники, рассчитывая на вал звонков.
Такой анализ позволяет выявить и другую информацию, которую продавцы часто предпочитают замалчивать, — например, возможную работу машины в такси.
Шаг 4. Пробиваем по базам
Сейчас этот пункт актуален как никогда: количество проблем, которые могут обрушиться на невнимательного или пренебрегающего тщательной проверкой покупателя, поистине огромно. На автомобиле может «висеть» неоплаченных штрафов или налогов на десятки или даже сотни тысяч рублей, что станет крайне трудно преодолимым препятствием для его постановки на учет. Он может быть в залоге у банка или под судебным запретом на регистрационные действия — не говоря уж о скрытых дефектах, перебитых номерах и поддельных документах. Самостоятельно проверять все необходимые базы, во-первых, очень хлопотно и затратно по времени, а во-вторых, — ненадежно, ведь можно ненароком что-то забыть.
На площадке по продаже автомобилей Авито Авто подключен сервис «Автотека», позволяющий узнать про машину всю возможную задокументированную подноготную. Проверка ведется по большому количеству баз: в настоящий момент сервис объединяет информацию из открытых источников, независимых станций технического обслуживания, официальных дилеров, бюро кредитных историй, импортеров и производителей авто, банков и страховых компаний и других. Все это позволяет узнать полную историю эксплуатации автомобиля перед покупкой: участие в ДТП, использование в такси или каршеринге, пробег, историю ремонта, отзывные кампании и многое другое.
Учитывая стоимость такой проверки по цене чашки кофе (от 79 рублей), рекомендуем заказывать ее для каждого автомобиля, который, по-вашему, достоин личного осмотра. Возможно, в документах найдется что-то, что отменит просмотр и сэкономит вам время и деньги, а если дело дойдет до поездки, то с отчетом «Автотеки» вы сможете провести более тщательную проверку.
Шаг 5. Едем смотреть!
Некоторые данные, полученные в отчете «Автотеки», необходимо тщательно проверять «на местности». В первую очередь нужно удостовериться, что регистрационные данные — VIN-номер автомобиля, номера кузова и двигателя — соответствуют указанным в СТС, ПТС и отчете «Автотеки», т.е. что не происходит попытки выдать один автомобиль за другой.
Имеет смысл обратить внимание на пробег — он не должен быть меньше, чем в данных сервиса. Пристально изучите ПТС: записи в нем также не должны противоречить отчету «Автотеки».
Безусловно, проверять технические параметры нужно, несмотря ни на какие отчеты, причем это касается как состояния кузова, так и работоспособности всех агрегатов и систем автомобиля. Записи в сервисной книжке о своевременном обслуживании не гарантируют исправности, а отсутствие истории ДТП вовсе не означает, что автомобиль не битый. Правда, теперь можно возить машины на диагностику «штучно» и только те, которые уже прошли документальную проверку. Безусловно, это очень серьезная экономия времени, сил и средств.