Польза или вред: чем опасна отмена обязательного техосмотра в России?

Авто Mail.ru собрал мнения экспертов рынка и юристов об отмене техосмотра в России. Все ли так однозначно и не приведет ли это к новым проблемам? Разбираемся вместе

Ежегодный государственный техосмотр — одна из самых обсуждаемых автомобильных тем этого года. Не только водители, но и глава МВД России давно предлагали отменить эту процедуру, которая все чаще сводилась к бессмысленному ритуалу или становилась подобием налога на право покупки полиса ОСАГО.

Но теперь, когда чиновники сначала вдруг разрешили продлевать автогражданку без диагностической карты, а затем спешно внесли в Госдуму законопроект об отмене техосмотра для автомобилей и мотоциклов физических лиц, пришло время задуматься: так ли безупречно это новшество и как оно изменит жизнь автомобилистов в будущем?

Авто Mail.ru узнал мнения экспертов и юристов о том, какие подводные камни ждут автовладельцев без обязательного ТО и чего больше принесут эти изменения — пользы или вреда?

Добровольный, но это не точно

Самой частой проблемой, с которой могут сталкиваться водители, станет ощущение мнимой свободы от висевшей над ними дамокловым мечом процедуры. Ведь при том, что обязательным техосмотр останется только для коммерческой техники и машин частников, задействованных в перевозках, его так или иначе все равно придется проходить автомобилям старше 4 лет.

content image for: 82485

Ведь об отмене все еще действующей административной ответственности за отсутствие актуальной диагностической карты никто пока речи не ведет. Более того, с 1 марта 2022 года штрафы за это в увеличенном размере — 2000 рублей — должны начать выписывать в автоматическом режиме комплексы фотовидеофиксации на дорогах. Многие про ТО начнут забывать, а камеры, наоборот, станут им об этом «напоминать», — уверен эксперт маркетплейса Банкавто Сергей Власов — так что желающих сэкономить на техосмотре не прибавится.

Кому-то дороже

«Да и стоимость обязательной процедуры вряд ли вырастет в ближайший год, хотя владельцы станций проверки могут продавить повышение размера обязательного платежа, решив таким образом компенсировать свои издержки», — считает Власов. Впрочем, ценник за ТО может вырасти как минимум для тех, кого новшество не коснется. Особенно если учесть значительное сокращение трафика в пунктах техосмотра.

«Учитывая, что СТО совсем недавно потратили крупные суммы на оснащение своих помещений оборудованием для проведения ТО по новым правилам — с фото- и видеофиксацией, — компенсация расходов будет закладываться в стоимость техосмотра для тех автовладельцев, для которых он остается обязательным: автомобилей старше 4 лет, коммерческого транспорта и такси», — полагает технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов.

content image for: 82607

«Более того, это может привести к росту „нелегальных“ диагностических карт на рынке, которые можно будет получить дешевле и быстрее, чем при фактическом прохождении ТО. Так что в итоге ни на уровне безопасности на дорогах, ни на автомобилистах, ни на станциях техосмотра реформа положительно не скажется», — заключил эксперт.

Страховые нюансы

А еще из-за новшества чаще, чем раньше, могут возникать споры между страховыми компаниями и рядовыми водителями.

«После отмены обязательного техосмотра для получения полиса ОСАГО автомобилисты могут столкнуться с регрессными требованиями от страховых компаний. Это возможно в том случае, если ДТП произошло по вине владельца неисправного автомобиля. Тогда страховщик компенсирует ущерб пострадавшему, а потом взыщет его с владельца авто, который был обязан следить за техническим состоянием транспортного средства», — констатирует Максим Рязанов.

Статистика аварийности на дорогах в этом смысле неутешительна. По данным ГИБДД, в 2020 году количество аварий по причине неисправных ТС увеличилось на 13%. Число таких ДТП растет второй год подряд, и в 2021 году их не становится меньше. С этим согласен эксперт avtocod.ru Илья Юров: «48% всех проверяемых через сервис машин прошли техосмотр официально и 43% всех авто хотя бы раз попадали в ДТП». Он уверен, что эти цифры, как и число неисправных машин на дорогах после отмены обязательного ТО в будущем, могут увеличиться.

Ретро-коллекции в зоне риска

Необходимость прохождения техосмотра легковыми машинами и мотоциклами старше 4 лет при смене владельца сделает уязвимыми небольшие организации, автосервисы, и различные ИП, промышляющие скупкой поврежденных либо неисправных машин с целью их последующего ремонта и перепродажи, рассказал юрист Цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Андрей Завертяев.

content image for: 82607

«Согласно действующему ГК РФ, покупатель и продавец оформить сделку купли-продажи смогут, но вот поставить авто на учет приобретатель сможет только в исправном состоянии, — пояснил он. — Этот факт также взволновал любителей ретроавтомобилей, среди которых покупка машины не на ходу — обычная практика. Устоявшийся порядок действий — сначала покупка, затем восстановление и только потом постановка на учет — несет для этой категории граждан большие риски. Ведь автомобиль старше 30 лет поставить на учет непросто».

Невыездные автопутешественники

Помимо сложностей, которые порой испытывают автомобилисты с выездом за рубеж на фоне ограничений из-за коронавируса, отмена обязательного техосмотра добавит еще неприятностей любителям путешествий на машине. В случае принятия законопроекта у автомобилистов и мотоциклистов могут возникнуть проблемы с выездом за границу, где техосмотр обязателен, считает доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева.

content image for: 82607

По ее словам с похожими сложностями в 2011 году уже сталкивались россияне, которые хотели поехать в Европу на собственном автомобиле. Их не пускали из-за отсутствия технического осмотра, на прохождение которого тогда в России был объявлен мораторий.

Меньше работы — выше качество

Впрочем, на фоне свободы от обязательности техосмотра, воспринимаемой большинством автомобилистов как абсолютное и безусловное благо, эксперты ожидают и качественных улучшений в жизни владельцев машин.

«Если законопроект будет принят, то времени на проверку у сотрудников станций техосмотра станет больше из-за снижения потока автовладельцев. Это означает, что повысятся гарантии соответствия проверяемых автомобилей обязательным требованиям», — считает руководитель юридической компании «Хелп Консалтинг» Андрей Лихачев.

Разве что на диагностику, в ходе которой вам могут указать на поломку для дальнейшего устранения в сервисе, теперь придется ездить по своей инициативе. Для кого-то это наверняка недостаток нововведения, а кому и благо. Ведь среди водителей все же хватает сознательных граждан, кто самостоятельно следит за исправностью своего авто.

Иван Титов