Про тонировку автомобилей сказано уже много, но приближение выборов в Государственную Думу и проснувшаяся в этой связи активность народных избранников заставили вернуться к теме еще раз. Возмутителем спокойствия теперь стал председатель комитета Думы по труду, либеральный демократ Ярослав Нилов, который разослал в Правительство, МВД и Минтранс предложение о пересмотре норм тонировки передних стекол, снизив их с разрешенных 70 до 50 процентов.
В качестве аргумента избранником были приведены жалобы автовладельцев на то, что их привлекают к ответственности за превышение норм светопропускания, используя древний и потому отмененный стандарт. Кроме того, по словам депутата, современные автомобили и так уже имеют 70-72-процентное светопропускание, а в условиях экстремальной жары, обрушившейся на нашу страну прошедшим летом, без затемнения стекол комфортное и, следовательно, безопасное движение просто никак невозможно. Вот, собственно, и все аргументы.
Не будем погружаться в глубокую науку, ведь достаточно просто логических выкладок. Ученые утверждают, что от 60 до 85% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения, которое работает на принципах передачи, восприятия и преобразования мозгом световых волн. Характеристики зрения, такие, как световая и контрастная чувствительность, острота и прочие, определяются не только физиологией глаза, но и параметрами световых волн.
Нельзя сказать, что 50-процентное затемнение стекла кратно снижает способности восприятия зрительной информации, но то, что корреляция между ними существует, бесспорно. Говорить о том, насколько важна зрительная информация для водителя и какова цена уменьшения ее объема, смысла не имеет. Как представляется, одно это уже может служить основным аргументом против либерализации норм светопропускания стекол, через которые водитель видит окружающую обстановку.
В нашей стране водителей автомобилей, стекла которых излишне затемнены, наказывают вовсе не за нарушение требований старого ГОСТа 5727–88, по которому ветровое стекло должно было пропускать не менее 75% света, а передние боковые — не менее 70%.
В части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ прямо написано, что ответственность в виде 500-рублевого штрафа наступает за «управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Речь идет о регламенте таможенного союза 018/2011, который говорит, что «светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%».
Иными словами, даже если бы инспектор захотел официально оштрафовать водителя по старому ГОСТу, у него нет для этого даже теоретической возможности. Кстати, указанная норма техрегламента появилась не на пустом месте, а в развитие требований, установленных коллегиально на международном уровне ведущими автопроизводителями из разных стран и закрепленных в так называемых Правилах ЕЭК ООН. Поэтому сетовать на волюнтаризм российских властей бессмысленно. Да, есть страны, где эти нормы не применяются в силу того, что они не связаны соответствующими международными договоренностями, но их меньшинство и расположены они, как правило, на других континентах. В то же время отнюдь не самые холодные страны типа Испании, Италии или Португалии каким-то образом умудряются соблюдать единые правила, не жалуясь на жару.
В чем господин Нилов прав, так это в том, что современные стекла, даже кажущиеся абсолютно прозрачными, действительно могут находиться на границе допустимых значений светопропускания. Как правило, это случается если машина не новая, а стекло уже затерто. Так называемая «атермальная» пленка, которая поглощает инфракрасное излучение, хотя и выглядит прозрачной на вид, тоже «съедает» изрядную долю света. Поэтому-то действительно нередки случаи, когда люксометр, который использует ГИБДД для выявления нарушителей, показывает превышение норм светопропускания даже у законопослушных водителей.
Впрочем, это повод не снижать нормы, а задуматься о состоянии автомобиля. Отсюда следует еще один вывод: что бы вам ни говорили представители тонировочного бизнеса, пленка с даже едва заметным затемнением с высокой долей вероятности переведет ее обладателя на стеклах в разряд нарушителей. А уж если во главе угла критерий эстетики (некоторые считают, что с темными стеклами машина выглядит привлекательнее), то шансов сделать одновременно красиво и по закону нет вообще ни одного!
Как мы уже выяснили, штраф за излишне тонированные стекла составляет всего 500 рублей, поэтому многие готовы отстегивать регулярно эту сумму в бюджет ради того, чтобы ездить не «в аквариуме». Красота требует жертв! Но не все так просто. Полиция ряда регионов взяла на вооружение практику принуждения водителей удалить с передних стекол пленку путем выдачи письменных требований об устранении нарушения законодательства и привлечения не выполнившего ее водителя к ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ. То есть на первый раз оштрафуют и выдадут бумагу с требованием удалить пленку, и если в следующий раз водитель попадется опять, его отправят суд, который может приговорить к административному аресту на срок вплоть до 15 суток.