1 сентября — традиционная дата вступления в силу различных нововведений. Этот год не стал исключением, в том числе для водителей. Так, именно с началом осени перестает применяться дополнительная табличка 8.23, предупреждающая водителей о том, что на данном участке дороги работают камеры автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения. Вместо нее уже с 1 марта этого года введен знак 6.22, который может применяться самостоятельно. Однако, благодаря отдельным СМИ, смысл новаций был искажен. Давайте разберемся, что же на самом деле изменилось для водителя с 1 сентября.
Итак, вернемся в последний день прошлого года, когда российское Правительство утвердило постановление за номером 2441, внесшее изменения в Правила дорожного движения. Им с 1 марта 2021 года введен новый дорожный знак «Фотовидеофиксация», получивший номер 6.22. Но ведь знак с таким названием был и ранее, но имел номер 8.23.
Поскольку одномоментно перейти во всей стране на использование новых знаков было невозможно, в Правительстве придумали полугодичный переходный период, разрешив с 1 марта устанавливать знаки нового образца, постепенно заменяя ими прежние. Иными словами, в течение этого периода на дорогах могли применяться как «старые», так и «новые» знаки, а после 1 сентября — только «новые».
Ключевое различие между ними заключается в том, что действовавшая прежде табличка 8.23 входила в группу знаков дополнительной информации, содержащихся в разделе 8 приложения 1 к ПДД, следовательно, не могла применяться сама по себе. Она привязывалась к конкретным ограничениям и режимам, вводимым другими дорожными знаками и светофорами.
Например, если на участке дороги с помощью камеры велся контроль скоростного режима, то такая табличка дополняла знак 3.24, устанавливающий ограничение скорости. Вместо такого «носителя» мог выступать и знак, указывающий на начало населенного пункта, поскольку скорость в нем ограничена на отметке 60 км/ч. По этой причине у таблички 8.23 не было как таковых самостоятельных правил применения.
При этом в национальном стандарте, регламентирующем установку дорожных знаков (ГОСТ Р 52289–2019), была оговорка, что табличка применяется только для предупреждения о работе стационарных комплексов фотовидеофиксации.
«Новый» знак, предупреждающий о камере, оказался «старым»
Правительство же своим постановлением решило изменить концепцию и начать устанавливать знак, предупреждающий водителя о камерах, самостоятельно. То есть не привязывать его к другим знакам и светофорам. Попутно в ПДД прописали, что теперь необходимо предупреждать о работе не только стационарных, но и передвижных комплексов фотовидеофиксации (как правило, смонтированных на треногах или автомобилях).
Далее встал вопрос, во-первых, как будет выглядеть этот знак, а во-вторых, где и как он будет устанавливаться. Эти вопросы регламентируются национальными стандартами, включая уже упомянутый ГОСТ Р 52289–2019 на правила применения технических средств организации дорожного движения (к ним относятся дорожные знаки), а также ГОСТ Р 52290–2004, содержащий изображения всех используемых в нашей стране знаков. Такие коррективы Росстандартом были внесены. Согласно им новый знак 6.22 «Фотовидеофиксация» выглядит... точно так же, как прежний 8.23.
Это было осознанное решение МВД и Минтранса, которые готовили поправки в стандарт, для того, чтобы сэкономить средства и не повергать водителей в замешательство незнакомым символом.
Несмотря на то, что стандарты на знаки изменили полгода назад, некоторые СМИ в преддверии 1 сентября почему-то активно репостили изображение другого знака, на котором черный символ фотокамеры изображен на белом фоне и обрамлен голубым полем по образцу знаков сервиса. Такой дизайн, как правило, имеют знаки сервиса (например, информирующие об АЗС). Действительно, такой вариант рассматривался, но решение было принято в пользу прежнего изображения по указанным выше причинам.
Не за каждым знаком «Фотовидеофиксация» работает камера
Ну а теперь несколько слов о том, как работает новый знак. Самое главное, что в пределах населенных пунктов теперь такие знаки ставиться не будут. По ГОСТу достаточно установить их один раз на въезде вместе с панелью с названием города, поселка или деревни, если в их границах есть хоть одна камера.
Она может быть и на ином удалении, но в этом случае под ней должна быть табличка, указывающая расстояние. Таким образом, за городом каждая камера теперь должна быть обозначена. В то же время наличие знака не гарантирует, что она, во-первых, в этом месте есть и во-вторых, что она работает, ведь в ПДД написано, что знак «обозначает места возможного применения» камер.
Со стационарными все достаточно понятно, а вот с передвижными ситуация непростая. Поскольку установка знака — это довольно сложная бюрократическая процедура, связанная с разработкой, согласованием и утверждением проекта организации дорожного движения, таскать за каждой передвижной камерой знак не получится. Поэтому в существующем правовом поле у владельцев дорог, в чьем ведении находятся комплексы автоматической фиксации нарушений, остается один вариант: согласовать дислокацию этих знаков в максимальном количестве мест, где потенциально могут размещать треноги, а вот установку самих камер осуществлять рандомно. По этой причине можно ожидать, что количество предупреждений о камерах значительно превысит количество самих камер. Возможно, это и к лучшему, ведь это заставит водителей быть дисциплинированнее даже там, где риск наказания сведен к нулю.