Кризис автопрома: сколько машин недосчитаются в 2021 году

Нехватка микросхем серьезно ударила по мировой автопромышленности, и до ее восстановления пока далеко
Денис Буденков

Из-за дефицита полупроводников в 2021 году не будет выпущено от 7 до 9 млн автомобилей. Такой прогноз представила компания BCG на основе анализа данных мирового автопрома.

В первом квартале 2021 года производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн единиц, а во втором квартале — 2,6 млн единиц. В третьем и четвертом кварталах, по прогнозам BCG, падение составит от 3 до 5 млн единиц в зависимости от сценария развития рынка.

Авторы исследования отметили, что проблема возникла еще до пандемии. Она осложнилась из-за роста спроса со стороны производителей других товаров (в особенности бытовой электроники), влияния неблагоприятных погодных условий на цепочки поставок (ледяной шторм в Техасе) и других форсмажорных событий (пожар на фабрике чипов компании Renesas в Японии).

Наиболее существенные потери производства в первые полгода 2021-го понесли Ford (падение более 700 000 шт.), Stellantis (марки Chrysler, Citroen, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти 600 000 шт.) и Renault-Nissan-Mitsubishi (падение более 415 000 шт.).

Несмотря на то, что поставки микросхем постепенно возобновляются, пандемия продолжает вносить свои корректировки. Более активному восстановлению производства в 3 квартале помешала вспышка штамма «дельта». Ситуация может особенно негативно сказаться на планах развития электротранспорта, который в большей степени зависит от электронных компонентов, чем традиционные автомобили.

Более того, в четвертом квартале дефицит чипов у автопрома будет еще активнее из-за высокого спроса на микросхемы от других индустрий — это обусловлено ожидаемым ростом продаж бытовой электроники в связи с началом учебного года и новогодними праздниками. Стабилизация ситуации, по мнению аналитиков, ожидается не ранее второго квартала 2022 года.

Тем не менее, эксперты считают, что дефицит чипов открывает новые возможности для российских и международных автомобильных брендов. Среди них активизация вторичного рынка автомобилей и оптимизация продуктовых портфелей (в части самых интересных, востребованных и экономически выгодных комплектаций и моделей).

Ранее эксперты «Цена Авто» рассказали, как за два года в России подорожали самый популярный кроссовер, самая популярная иномарка и самый популярный представитель немецкого автопрома.

Контент недоступен