Новые положения о техосмотре вступили в силу с 1 марта 2021 года. При этом нововведения реализуются в три этапа:
- с 1 марта 2021,
- с 1 октября 2021,
- с 1 марта 2022.
С начала весны, по данным МВД на конец июня, уже более 3,5 миллиона автомобилистов в России прошли ТО по новым правилам. Что это за правила и каким водителям нужно оформлять ТО уже сейчас?
Какие новые правила прохождения техосмотра уже действуют?
С 1 марта 2021 изменился порядок выдачи диагностических карт. Они стали электронными. Бумажные теперь будут выдавать только по запросу водителя.
Во время техосмотра машину теперь будут обязаны сфотографировать — до, во время и после процедуры. Это нужно для того, чтобы доказать, что она действительно проходила техосмотр.
Кроме того, теперь центры техосмотра не смогут принимать в день автомобилей больше заявленной пропускной способности. Когда через линию техосмотра пройдет максимальное количество автомобилей, выдача карт на ней автоматически заблокируется до наступления следующих суток.
Эти изменения в законодательстве нужны, чтобы искоренить незаконную выдачу диагностических карт без реального проведения техосмотра. Нововведения не позволят нарушить закон, а если вдруг это кому-то удастся, с нарушениями власти смогут бороться постфактум. Тут помогут те же фотографии во время осмотра — если их нет, значит, карта выдана незаконно, и ее можно аннулировать.
Что такое диагностическая карта и кто ее должен получать?
Диагностическая карта — документ, содержащий все сведения об автомобиле и его техническом состоянии. В свое время диагностическая карта пришла на смену талону ТО. Первое, что должен сделать оператор ТО при проверке, — сверить с документами номера кузова (шасси, рамы). Эти сведения также вносятся в диагностическую карту.
Бумажная карта старого образца выдается только по требованию автовладельца (она может понадобиться в спорных случаях или, например, при выезде за границу).
Основной документ теперь электронный. Сразу же после прохождения ТО его загрузят в специальную базу ЕАИСТО, по данным которой и будет проверяться наличие техосмотра у конкретного автомобиля.
Кому и когда нужно проходить техосмотр?
Чтобы всем было проще привыкнуть к изменениям, у реформы техосмотра предусмотрен «переходный период». Поэтому всем автомобилистам, у которых есть действующая диагностическая карта, продлили срок ее действия до 1 сентября 2021 года. А штрафовать за отсутствие ТО начнут с 1 марта 2022 года.
Находиться на дороге общего пользования без действующей диагностической карты по-прежнему нельзя. Поэтому владельцы автомобилей, которые не попадают под автоматическое продление диагностических карт (например, машине не нужен был техосмотр по возрасту или она несколько лет стояла без оформления полиса ОСАГО и, соответственно, ТО), предпочитают перестраховаться и пройти ТО по собственной инициативе.
Реформа изменила и график прохождения техосмотра. Теперь первый техосмотр для новых автомобилей нужно оформлять только по достижении автомобилем четырехлетнего возраста. Далее ТО надо проходить раз в два года. И только для автомобилей от 10 лет и старше станет обязательным ежегодное ТО. Это на три года позже, чем в предыдущей редакции закона.
Что нужно, чтобы пройти техосмотр в 2021 году?
Станции техосмотра продолжают работать в прежнем режиме — по крайней мере те из них, которые не закрылись для переоборудования под новые требования. Вот порядок действий при прохождении ТО:
- найти контакты станции,
- записаться на ТО,
- приехать в назначенное время,
- заключить договор и оплатить услугу,
- пройти все необходимые проверки,
- по желанию — получить бумажную диагностическую карту.
Где можно проходить техосмотр?
Сейчас операторы техосмотра работают по старым нормам до 1 марта 2022 года. Этот год дан предприятиям для того, чтобы они смогли привести свои линии техосмотра в соответствие с новыми стандартами.
В первоначальной редакции закона требования к производственно-технической базе операторов были максимально жесткими — в том числе поэтому пришлось отсрочить введение нового закона в силу. Ожидается, что летом этого года правительство примет новое положение, смягчающее требования к операторам.
Кроме прочего, последняя редакция закона предусматривает возможность пройти ТО и вне специальных пунктов — в том числе при использовании передвижных диагностических линий.
Благодаря передвижным линиям владельцам машин из населенных пунктов, где не хватает пунктов ТО, не придется ехать в крупные города, которые порой находятся в сотнях километров.
Что теперь будет, если диагностическая карта все-таки получена без прохождения ТО?
Такая карта аннулируется. Но это не всё.
Раньше прохождение техосмотра было привязано к покупке полиса ОСАГО: без диагностической карты нельзя было оформить страховку. Теперь эта норма упразднена: страховая может не спросить карту при оформлении полиса. Однако это не значит, что ТО не нужно: с 1 марта 2022 года за вождение автомобиля, не прошедшего техосмотр, возможно, будут начисляться штрафы.
Ожидается, что штраф за непройденное ТО составит около 2000 рублей. Выписывать его смогут не только инспекторы ГИБДД, но и камеры в автоматическом режиме.
Какие еще нововведения планируются осенью 2021 года?
У законодателей множество идей, как прекратить массовую выдачу диагностических карт без реального проведения техосмотра. Этим в последние годы грешила система, «связывающая» ТО и ОСАГО в один процесс.
В первоначальном тексте закона были положения об обязательной передаче координат автомобиля (чтобы подтвердить его нахождение на пункте ТО) и ведении полной онлайн-трансляции всей процедуры техосмотра. Однако от этого отказались: сейчас слишком сложно и дорого переоборудовать существующие пункты ТО так, чтобы не было сбоев. Поэтому проверять координаты и вести онлайн-трансляцию не будут.
Зато новым законом предусматриваются проверки для пунктов ТО. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба должна разработать минимальные и максимальные тарифы — сколько должны брать операторы ТО с автовладельцев. Цены на техосмотр будут соответствовать реальным рыночным условиям.
Реформа направлена на повышение безопасности дорожного движения, что является одной из целей нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Нацпроекты, инициированные президентом РФ Владимиром Путиным, стартовали в 2019 году.
Фото: depositphotos.com