Вряд ли кто-то сознается, что любит сдавать экзамены. Помимо необходимости зубрить не всегда понятный предмет, это еще и нервное напряжение, переносить которое с годами становится все труднее. Но вот недавно начальник столичной Госавтоинспекции Александр Быков заявил, что предполагает выйти с инициативой принимать экзамены на знание правил дорожного движения у курьеров, в огромном количестве колесящих по городу на велосипедах, электросамокатах и электробайках и создающих реальную опасность не только на проезжей части, но и на тротуарах.
Впрочем, руководство федеральной дорожной полиции поспешило откреститься от этой затеи, заявив, что законных оснований для такой меры пока нет. Если их нет сегодня, это не значит, что они не появятся завтра. К тому же, разговоры о том, чтобы обязать проходить обучение и сдавать экзамены всех самокатчиков и прочих пользователей средств индивидуальной мобильности, звучат все чаще.
И все же действующее законодательство предусматривает ситуации, когда водителю приходится подтверждать свое право сидеть за рулем, сдавая для этого экзамен. Что это за случаи?
Новая категория в правах
Все знают, что для первичного получения права управления транспортным средством без экзаменов не обойтись. Приходится сдавать и теоретическую часть, демонстрируя знания ПДД и других аспектов законодательства в области безопасности движения, и практическую, в ходе которой проверяются навыки управления.
Если когда-то открытие новой категории в правах предполагало упрощенный порядок (например, если водитель обращался в Госавтоинспекцию для открытия новой категории вскоре после получения водительского удостоверения, ему могли зачесть теоретический экзамен), то теперь весь путь необходимо пройти повторно: автошкола, медкомиссия, теоретический и практический экзамены.
Для работы водителем нужны российские права
Аналогичным образом дело обстоит и с заменой водительского удостоверения, выданного за рубежом. Вообще-то Венская конвенция о дорожном движении 1968 года обязывает своих участников признавать иностранные права, однако делать это надо до тех пор, пока страна не становится местом постоянного проживания водителя.
Собственно, так оно и происходит у нас: чужестранец может ездить со своими правами хоть до скончания веку, но как только получил разрешение на проживание, документ придется менять на российский. А вот профессиональным водителям это следует сделать сразу, иначе они не имеют права работать в России.
Раньше это тоже было сделать проще — достаточно было сдать лишь теоретический экзамен, подтвердив знание российских ПДД. Однако с недавних пор таким водителям приходится выполнить полный комплекс требований по получению права управления, за исключением разве что курса автошколы.
После лишения прав
Наконец, третья ситуация, в которой может потребоваться переэкзаменовка, — это возврат водительского удостоверения после окончания срока лишения права управления транспортным средством. Этот порядок действует уже несколько лет, но многие по-прежнему о нем не в курсе.
Суть его состоит в том, что документ вернут только после того, как водитель пройдет проверку знаний правил дорожного движения. И если случаи, о которых мы говорили выше, затрагивают далеко не каждого, то последний может коснуться любого водителя — достаточно неаккуратно пересечь двойную сплошную линию или, например, не заметить красный сигнал светофора на железнодорожном переезде. Поэтому о существующей процедуре сдачи экзамена поговорим поподробнее.
Пройти проверку можно не ранее чем по истечении половины срока лишения. Например, если лишили прав на год, то для сдачи экзамена следует обращаться, выждав 6 месяцев, если на полгода — через 3 месяца.
Экзамен сдается по стандартным билетам, но урезанным по тематике. В них остались только вопросы на знание ПДД. Всего вопросов 20, на которые надо ответить за 20 минут. Можно допустить 2 ошибки, но по разным темам. За каждую ошибку дается 5 дополнительных вопросов по той же теме и 5 минут на ответ. Соответственно, в случае 2 ошибок — 10 вопросов и 10 минут. Если 2 промаха были в одной и той же теме (допустим, проезд перекрестка), то экзамен считается несданным. Для повторной проверки можно обратиться не ранее чем через неделю. Количество попыток не ограничено, благо экзамен бесплатный.
Пройдя тест, нужно ждать окончания срока лишения, после чего обратиться в подразделение ГИБДД, где хранятся права. Вернуть обязаны в тот же день. Однако есть дополнительные условия: надо оплатить долги по штрафам за все дорожные прегрешения, а тем, кто был лишен по «пьяным» статьям, придется вдобавок принести медсправку об отсутствии проблем со здоровьем. Любопытно, что такой сложный порядок возврата работает только в отношении административных правонарушений, в то время как после лишения по Уголовному кодексу права выдаются без каких-либо условий.
Водитель, который сел за руль по окончании срока лишения, но так и не получил подтверждающий право управления документ, уже не считается лишенным права управления, зато признается лицом, не имеющим такого права. Следовательно, если его остановят сотрудники Госавтоинспекции, то составят протокол по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ. В итоге придется заплатить штраф от 5 тысяч до 15 тысяч рублей.